Круглый стол «Об организации работы школьных служб примирения» Комитет образования администрации Заводоуковского городского округа Ведущий специалист комитета образования О.Н.Рязанцева
Правовая основа: Конституция Российской Федерации; Конституция Гражданский кодекс Российской Федерации;кодекс Семейный кодекс Российской Федерации;кодекс Федеральный закон от 24 июля 1998 г. 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";закон Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. ВК-844/07 «О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ»
Раздел VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении
«Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место» Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов
Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения
Цель службы школьной медиации: формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом
Задачи школьной службы медиации создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп; создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершившими общественно опасные деяния и освободившимися из мест лишения свободы; интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, создание служб школьной медиации в образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к медиации для каждой семьи и каждого ребенка; повышение эффективности социальной, психологической и юридической помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам риска ; повышение квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике; обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в этой сфере проблем и задач
Этапы организации службы школьной медиации 1. Проведение информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам школьной медиации (педагогов, обучающихся, родителей). 2. Обучение руководителя службы и её специалистов. (На семинарах ТОГИРРО прошли обучение 12 представителей ОУ). 3. Рассмотрение вопроса об организации работы службы школьной медиации советом школы, родительским комитетом, общешкольным собранием, Управляющим советом и другими органами коллегиального управления. 4. Утверждение Положения о службе школьной медиации (школьной службе примирения), согласованное с Управляющим советом ОУ. 5. Утверждение приказом состава школьной службы примирения (педагогические работники ОУ; учащиеся и их родители, прошедшие обучение основам метода школьной медиации)
Система непрерывного обучения специалистов школьных служб примирения Обучающие семинары ТОГИРРО (3 семинара, пошли обучение 12 педагогов) Рассмотрение вопросов в рамках постоянно действующего семинара «Школа классного руководителя»; Координационного совета по воспитательной работе Дистанционное самообразование педагогов по представленным методическим рекомендациям
Документация службы школьной медиации (школьной службы примирения) Положение о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Положение о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Приказ об организации работы в уч.году Приказ об организации работы в уч.году План работы школьной службы примирения (службы школьной медиации) на учебный год План работы школьной службы примирения (службы школьной медиации) на учебный год Журнал проведённых мероприятий Журнал проведённых мероприятий Заявления – согласия на участие в работе школьной службы примирения (службы школьной медиации) Заявления – согласия на участие в работе школьной службы примирения (службы школьной медиации) Договор (соглашение) примирения Договор (соглашение) примирения Другие материалы и условия: Информационно-профилактический стенд о о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Информационно-профилактический стенд о о школьной службе примирения (службы школьной медиации) Ящик обращений в школьную службу примирения (службу школьной медиации) Ящик обращений в школьную службу примирения (службу школьной медиации) Место для проведения примирительных встреч, работы с обратившимися Место для проведения примирительных встреч, работы с обратившимися
Структура школьной службы примирения Руководитель службы (осуществляет общее руководство) Руководитель службы (осуществляет общее руководство) Диспетчер, который ведёт общую базу данных, получает и обрабатывает информацию о новых делах, ведёт журнал проведённых мероприятий (рекоменд. социальный педагог) Диспетчер, который ведёт общую базу данных, получает и обрабатывает информацию о новых делах, ведёт журнал проведённых мероприятий (рекоменд. социальный педагог) Ведущие примирительных встреч (1-2 чел.) осуществляют предварительную работу с участниками конфликта, проводят примирительные встречи (рекоменд. психолог, педагог с образованием психолога), проводят тренинги в классах, среди педагогов по обучению навыкам бесконфликтного общения, способам мирного разрешения конфликтных ситуаций Ведущие примирительных встреч (1-2 чел.) осуществляют предварительную работу с участниками конфликта, проводят примирительные встречи (рекоменд. психолог, педагог с образованием психолога), проводят тренинги в классах, среди педагогов по обучению навыкам бесконфликтного общения, способам мирного разрешения конфликтных ситуаций Информационно-просветительская группа – учащиеся участники органов ученического самоуправления (возможно участие родителей в данной группе), которые проводят информационно-просветительскую работу по презентации службы примирения в школе, обучению способам бесконфликтного общения, готовят буклеты, информационные листы, статьи на сайт (их деятельность координирует руководитель службы, оказывают помощь ведущие). Информационно-просветительская группа – учащиеся участники органов ученического самоуправления (возможно участие родителей в данной группе), которые проводят информационно-просветительскую работу по презентации службы примирения в школе, обучению способам бесконфликтного общения, готовят буклеты, информационные листы, статьи на сайт (их деятельность координирует руководитель службы, оказывают помощь ведущие).
Направления функционирования школьной службы примирения Информационно-просветительское ( выступление в классах, на родительских собраниях, совещаниях педагогов, выпуск информационных листов, буклетов) Обучающее (проведение тренингов с участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами) Восстановительная (использование технологий восстановительного правосудия, проведение примирительных встреч, организация в последующем психологического сопровождения участников конфликта)
Этапы проведения примирительной встречи 1. Подготовительный этап 2. Этап примирения 3. Этап восстановления справедливости
1. Подготовительный этап примирительной встречи Цель: подготовка к проведению встречи. Начинается с общения с нарушителем. Варианты инициирования встречи: - источник информации официальные структуры: КДН, ОДН, суд, соц. педагог ОУ; - сторона нарушителя сама вышла на контакт На первой встрече ведущий представляется сам, объясняет, что он не представляет интересы официальных структур, он нейтральное лицо. Затем представляет программу примирения и предлагает принять в ней участие. Основной метод работы – беседа с целью установления доверительных отношений. Ведущий гарантирует, что не будет осуждать поведение подростка и его самого, решать за него, как нужно поступать в конфликтной ситуации
Схема работы с нарушителем: - ведущий использует метод активного слушания, проясняет для себя версию нарушителя о произошедшем; - затем выясняет причину, по которой подросток совершил подобный поступок; - далее ведущий, используя имеющийся конфликт в качестве педагогической ситуации, побуждает подростка найти правомерные и ненасильственные пути выхода из него. - ведущий может показать обидчику какие чувства испытывает человек, которому причинён вред. Вспомнив любой случай из собственной жизни, когда был обижен кем-то, подросток имеет возможность пережить те чувства, которые пережил потерпевший (метод переноса чувств). В ходе этой деятельности у подростка формируется правовое сознание, правильное понимание норм и ценностей. Для достижения этой цели необходимо провести 2-3 встречи с подростком нарушителем.
Схема работы с обиженным ведущий использует метод активного слушания, проясняет для себя версию обиженного о произошедшем; - далее ведущий, используя имеющийся конфликт в качестве педагогической ситуации, побуждает подростка найти правомерные и ненасильственные пути выхода из него.
Этап примирения Цель: организация и проведение примирительной встречи, создание условий для подписания примирительного соглашения. Создание новой ситуации в отношениях сторон, способствующей урегулированию существующего между ними конфликта. Задача: не воздействие на стороны, а побуждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решений
Встреча участников конфликта Проходит в неофициальной обстановке, где нет деления на хороших и плохих. Правила поведения на встрече: соблюдение дисциплины; уважительное отношение участников друг к другу, поэтому в ходе примирительной встречи подросток учится излагать свои мысли, чувства, потребности, объяснять свои поступки в корректной форме, контролировать свои эмоции
Разработка совместно с подростком совершившим кражу имущества ( и как правило, его родителями, шагов по возмещению материального ущерба) В процессе обсуждения делается акцент на возмещение материального ущерба усилиями самого нарушителя. Ведущий подводит подростка к тому, что причинённый ущерб необходимо возместить
Если конфликт школьный или семейный Проясняются все недопонимания, возникшие в следствии того, что вовремя не обсудили случившееся, оговорки; Разрабатываются шаги по восстановлению разрушенных отношений
Требования к примирительному соглашению (договору) 1) составить его абсолютно точным и конкретным, так, чтобы воспринималось однозначно сторонами; 2) написать его тем языком, который будет понятен обеим сторонам; 3) конкретизировать имена, сроки, суммы; 4) прописать только реалистичные, удовлетворяющие интересы обеих сторон действия; 5) сформулировать соглашение нейтрально, не оскорбляя ничего достоинства; 6) указать каким образом будут разрешаться вопросы, которые могут возникнуть в будущем
Важно, чтобы соглашение об урегулировании давало процедурное, содержательное и психологическое удовлетворение. Высокая степень неудовлетворённости одного или нескольких участников ведёт к продолжению конфликта
Этап восстановления справедливости Обеспечивается успешность выполнения пунктов соглашения, подписанного представителями сторон. Подросток включён в ситуацию проживания своих новых чувств и мыслей о совершённом поступке, подкрепляемых самостоятельными действиями по восстановлению нарушенных отношений с человеком и обществом.
После окончания выполнения соглашения проводится работа по профилактическому сопровождению подростка-нарушителя, которая включает: - психолого-педагогические, - диагностико-коррекционные, - социально-педагогические программы ресоциализации, восстановление социального статуса подростка в системе межличностных отношений
Направления работы с подростком нарушителем: Диагностическое Психокоррекционное Оздоровительное Учебно-воспитательное Социально-правовое
Мониторинг работы школьных служб примирения за уч.год Виды конфликтных ситуаций Кол-во конфликтных случаев Использованные технологий Результативность использования примирительных технологий Профилактическая работа Конфликт между двумя сверстниками по причине нанесения оскорблений 6 школьные службы примирения провели примирительные встречи, заключены соглашения Учащиеся примирились в шести случаях, претензий к друг другу нет, конфликты больше не возникают Организованы индивидуальные занятия подростков с психологом по обучению бесконфликтному общению для 12 подростков Конфликт между группами подростков 3 школьная служба примирения провела примирительные встречи, заключены соглашения Стороны примирилисьВ классных коллективах, в которых обучаются подростки проводятся занятия по регуляции эмоционального состояния, формированию навыков бесконфликтного общения Конфликт на основе нанесения материального вреда (кража имущества) 3 модель педагогического посредничества в урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков 1) примирение сторон в связи с возвращением вещи (фотоаппарат); 2) примирение сторон через возмещение стоимости предмета (сумочка); 3) примирение сторон в связи с возвращением По результатам психологического обследования 1 подросток направлен на консультацию к психоневрологу, прошёл стационарное лечение Конфликт, сопровождающий ся дракой 2 школьные службы примирения провели примирительные встречи, заключены соглашения Стороны примирились Организованы индивидуальные занятия подростков с психологом по индивидуальным программам сопровождения 4 подростков Конфликт между подростками и взрослым (нарушение правопорядка вблизи жилья взрослого человека) 1 модель педагогического посредничества в урегулировании конфликтов с участием девиантных подростков Примирение сторон, подростками принесены извинения взрослому человеку В классных коллективах, в которых обучаются подростки проводятся занятия по регуляции эмоционального состояния, формированию навыков бесконфликтного общения, мероприятия по формированию культуры поведения Конфликт между учащимся, родителем и учителем, вызванный нарушением учеником правил для учащихся 1 школьная служба примирения провела примирительную встречу Примирение сторон Организовано индивидуальное социально-психолого-педагогическое сопровождение подростка на основе индивидуальной программы адаптации
Прогнозируемый результат функционирования школьных служб медиации сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных; повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации. оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Показатели уровня сформированности благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации личности снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов между участниками образовательного процесса за счет обучения взрослых основам медиации, а также обучения детей медиативному подходу и технологиям позитивного общения в "группах равных"; снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди детей; сокращение количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития ребенка; повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников образовательно процесса.
Методические материалы: Сборник ТОГИРРО «Внедрение в практику деятельности образовательных учреждений внеучебных форм работы с несовершеннолетними, выстроенных на основе принципов восстановительного правосудия» Письмо комитета образования от «О представлении методических материалов об организации работы службы медиации (представлено Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. ВК-844/07 «О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ»)
«… с помощью медиации и восстановительного подхода будет создана новая, более эффективная система помощи семье и детям, а также защиты и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп, в том числе детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или вступивших в конфликт с законом Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш.Каганов