Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Цели: Образовательные: - систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;- углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения. Развивающие: - развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП; - развивать умения создавать схемы БСП; - развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения. Воспитательные: - воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии; - воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе. Ожидаемый результат: ученики могут определять бессоюзные сложные предложения, определять смысловые отношения в БСП Цели: Образовательные: - систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;- углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения. Развивающие: - развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП; - развивать умения создавать схемы БСП; - развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения. Воспитательные: - воспитывать стремление к самоконтролю и рефлексии; - воспитывать интерес и любовь к русской и зарубежной литературе. Ожидаемый результат: ученики могут определять бессоюзные сложные предложения, определять смысловые отношения в БСП
ССП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи _______________________, которые находятся ______________ ______________________. сложное союзное нескольких независящих друг от друга сочинительной сочинительных союзов простыми предложениями [ ], или [ ]. ССП между
СПП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи ________________________ ______________, которые находятся ____________________________. [ ], (чтобы). СПП сложное союзное главного и придаточных зависимых подчинительной союзных слов подчинительных союзов и внутри придаточных предложений
БСП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ___________________ и разделенных _______________________________ __________________________. [ ] : [ ], [ ]. БСП сложное бессоюзное нескольких независящих друг от друга по смыслу и интонацией с запятой, двоеточием или тире знаками препинания : запятой, точкой
1 Задание. Группа «Удача » А) Восток чуть порозовел, но звезды ещё сверкали ярко. В) Как только солнце скрылось за горизонт, сразу подул резкий холодный ветер. 1 Задание. Группа «Здоровье » А) Высоко в небе летят журавли, и далеко слышен их звонкий крик. В) Всё в доме писателя сохранилось так, как было при его жизни. 1 Задание. Группа «Терпение » А) То ветер подует и тронет верхушки деревьев, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. В)Любой уголок земли, где ты встречаешь друзей, становится родным. Определите вид ССП и СПП, в каждой части подчеркните главные члены. Составьте схему.
Алгоритм анализа БСП: Найти грамматические основы; Определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП; Поставить необходимый знак препинания; Построить схему БСП.
2 Задание. Группа «Удача » А) Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. В) Служить бы рад – прислуживаться тошно. С) Страшная мысль мелькнула в уме моём: я вообразил её в руках разбойников. Построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП последовательность событий [ ], [ ], [ ]. противопоставление [ ] – [ ]. пояснение [ ] : [ ].
2 Задание. Группа «Здоровье» А)За всё браться – ничего не сделать. В) Я понимал: выручить нас может только случайность. С) Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. условие [ ] – [ ]. дополнение [ ] : [ ]. причина [ ] : [ ].
2 Задание. Группа « Терпение» А) В глазах у меня потемнело, голова закружилась. В)Ехал сюда – рожь только начинала желтеть. С) Печален я: со мной друга нет. последовательность событий [ ], [ ]. время [ ] – [ ]. причина [ ] : [ ].
Кто быстрее? 1. [ ], (чтобы) 2. [ ] : [причина]. 3. [туда], (откуда). 4. [ ] – [быстрая смена событий]. 5. [ ], [ ], [ ]. 6. (Если), [ ]. 1. [ ], однако [ ]. 2. [ ] : [ ], [ ]. 3. (Когда), [ ]. 4. Либо [ ], либо [ ]. 5. [время] - [ ]. 6. [условие] - [ ]. Разминка
А) Книга - мой друг, что не приносит горя, что всегда дарует нам покой. В) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. С) Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят. Д) Она думала о том, что нет выше наслаждения, как всюду вносить с собою теплоту, свет и радость, прощать обиды и приветливо улыбаться врагам. Определите вид подчинения
А) Уже давно стемнело, но тишины не было: в канаве за забором громко расквакались лягушки. В) Когда я проснулся, уже давно рассвело: солнце стояло высоко в небе. С) Мы общались, но симпатии между нами не было, потому что ни он, ни я не могли забыть ту старую ссору. Определите вид связи в СП
Рефлексия. Что я узнал? Подведение итогов урока. Оценка знаний учащихся.