МОУ «Лицей 31» Учитель математики: Щукарева Надежда Григорьевна
Тема урока: «Умножение десятичных дробей на натуральное число»
Цели урока: 1)Отработка умений и навыков при умножении десятичных дробей на натуральное число; 2)тренировка внимания, памяти; 3)расширение кругозора учащихся.
Девиз урока: Знания имей отличные по теме: « Дроби десятичные »
Из истории дробей Первое понятие дроби появилось в древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в восьмом веке. Происходит слово «дробь» от слова дробить, разбивать, ломать на части. В первых учебниках дроби назывались «ломаные числа».Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии; дробная черта появилась в записи дробей лишь около 300 лет назад. Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в употребление греческий учёный-математик Максим Пеануд. Долгое время Дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. Но в науке и промышленности значительно чаще используются десятичные дроби, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычисления с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый учёный средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в г. Самарканде в обсерватории Улугбека в начале Х\/ века. Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас. Но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Запись аль-Каши Джемшид Ибн Масуда или 525׀727
Продолжение истории десятичных дробей Но об этом в Европе в то время не узнали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандским инженером и учёным Симоном Стевином.Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно.
Запись Симона Стевина Например, число 24,56 выглядело так: запятая - номер позиции числа 5 - номер позиции числа 6
Или же
Продолжение истории десятичных дробей Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с Х\/II века. В России учение о десятичных дробях изложил Л е о н т и й Ф и л и п п о - в и ч М а г н и ц к и й в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика. Сиречь наука числительная».
Устный опрос 1.Какая дробь называется десятичной? 2.Как записывается десятичная дробь? 3.Как сложить (вычесть) десятичные дроби? 4.Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей. 5.Сформулируйте правило округления числа до какого-нибудь разряда. 6.Что значит умножить десятичную дробь на натуральное число? 7.Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на натуральное число. 8.Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000?
Математический диктант 1. Запишите в виде десятичной дроби: а) нуль целых тринадцать сотых; б) четырнадцать целых сто три тысячных; в). 2. Сравните числа: а) 0,523 и 1,523 б) 5,23 и 52,3 в) 5,23 и 5,2 3. Найти: а) сумму чисел 1,8 и 1,1; б) разность чисел 3,7 и 2,5; в) произведение чисел 3,7 и а) 0,13 б) 14,103 в) 17,05 2. а) 0,523 < 1,523 б) 5,23 < 52,3 в) 5,23 > 5,2 3. а) 2,9 б) 1,2 в) 11,1
Найдите зашифрованное слово 1) 1,3 · 3 = 2) 13 · 0,5 = 3) 2,1 · 6 = 4) 0,03 · 8 = 5) 1,5 · 6 = 6) 0,005 · 6 = 7) 5 · 1,3 = 8) 0,2 · 50 = 9) 50 · 0,13 = 10) 0,3 · 200 = Ключ: 6,5 – е; 3,9 – д; 9 – о; 60 – с; 12,6 – р; 0,03 – х; 0,24 – м; 10 – л.
Дермохелес - черепаха
Зоо- контрольная!
Из шкурок какого зверька шилась королевская мантия? Белка – 9 Горностай – 1,1 Соболь - 10 (10 + 6,3 - 9,8) · 3 – 4,6 · 4 Вариант I
Самая большая ядовитая змея – это… Тигровый питон – 0,8 Гюрза – 2,3 Анаконда -0,15 (9,2 · 2 - 2,4 · ,8) · 0,1 Вариант II
Какой кошке поклонялись древние индейцы? Гепард – 1,82 Ягуар – 8,2 Рысь -0,8 (2,5 · 4 - 4,7) · 2 + 2,4 - 4,8 Вариант III
Какую птицу называли птицей-легендой? Венценосный журавль – 12 Священный ибис – 0,2 Белый и черный аисты ,5 - 2 · 3,5 + 0,5 · 4 – 2,3 Вариант IV
Задача 1286 (стр. 283)
Домашнее задание п (в, е, и), 1308, 1312.