МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 11 г. Нижний Новгород 2010 год
Перминова Юлия Евгеньевна – учитель -логопед Дата рождения: г. Образование: высшее, НГПУ, 2000 г. Специальность: олигофренопедагогика Стаж работы: 10 лет Категория: первая Повышение квалификации: «…» НИРО,2010 г. Сведения о педагоге
Тема методической разработки:
Исторический аспект: Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Краценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта « (нем.)» в 1872 г.. Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.ПаниниР. РаскЯ. ГриммА. ШлейхерИ. А. Бодуэн де КуртенэЖ. П. РусслоП. ПассиЖ. ЖильеронЭ. ЗиверсМ. ГраммонД. ДжоунзВ. А. Богородицкий Л. В. ЩербаН. С. ТрубецкойР. О. ЯкобсонЕ. Д. ПоливановГ. ФантМ. Халле Л. Р. ЗиндерР. И. АванесовМ. В. ПановЛ. Л. КасаткинЛ. В. Бондарко Л. А. ВербицкаяС. В. КодзасовО. Ф. Кривнова
Актуальность: Подготовка детей с речевыми нарушениями к школе. Необходимость обучения сложным формам звукового анализа Профилактика дислексии
Цель: Развитие у детей фонематического восприятия и обучение их навыкам звукового анализа. Задачи: 1. Развивать слуховое восприятие, речевой слух. 2. Развивать и совершенствовать фонетические знания и умения. 3. Формировать навыки восприятия и различения звуков речи. 4. Закреплять знания об изучаемых звуках, их характеристиках (гласный-согласный, звонкий –глухой), местоположения звук в слове ( начало, середина,конец ). 5. Учить использовать зрительно-жестовую символику для построения модели слова, отражающей количество и последовательность звуков в слове, а также их характеристику. 6. Подготовить детей к усвоению чтения.
Система работы: ребёнок Занятия с логопедом Динамические паузы с речевым материалом на занятиях специалистов Консультаци и логопеда для родителей Условия для самостоятельной деятельности, игры, развивающие фонематические представления Занятия с воспитателем
Этапы работы : 1 этап. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков. 2 этап. Изучение гласных с введением зрительных символов. Начало элементарного звукового анализа. 3 этап. Изучение согласных с введением зрительно- жестовых символов. Продолжение обучению звуковому анализу. Определение места звука в слове ( начало, середина.конец) 4 этап. Полный звуковой анализ слова
Игры 1 этапа работы Узнай по звуку Где позвонили Скажи,что ты слышишь? Тихо-громко Продавец-покупатель Жмурки с колокольчиком. Солнышко и дождик Угадай,чей голосок? Улиточка,Лягушка ( по аналогии) Улавливай шёпот Хлопки, Кто летит (бежит,идёт,прыгает) Запомни слова На развитие слухового внимания На развитие речевого слуха
Игра «Что звучит?» Послушайте,что как звучит ! Угадайте, что звучит !
Игра «Лягушата» Угадай, кто позвал?
Символы гласных (по Ткаченко)
Подбери слова на А и О
Игры на развитие фонематического слуха Где звук ?( определение места звука в слове). Светофор. Кто больше? Поймай рыбку. Кто внимательнее? Кто больше слов придумает? Телеграф
Символы согласных(по Ткаченко)
Схема анализа артикуляции звуков
Схема слова (начало,середина,конец )
Работа с символами на 3 этапе
План звуко-слогового анализа 1. Произнеси слово вслух и послушай его. 2. Раздели слово на слоги. Составь слоговую схему. Прочитай её. 3. Произнеси первый слог. Определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук. Охарактеризуй его и обозначь символом. Прочти слог по схеме. 4. Аналогично проанализируй другие слоги. 5. Прочитай слово по схеме. 6. « Позови»слово. Найди ударный гласный звук. 7. Прочитай слово целиком по символам и проверь: Сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько слогов?
Результативность работы за 2 года: Начало обучения Конец обучения
Выводы: Обучение детей навыкам звукового анализа имеет первостепенное значение для формирования и коррекции фонетической стороны речи. Использование моделей и игровых заданий повышает эффективность занятий и способствует формированию предпосылок для обучения детей грамоте.
Литература: Т.Б. Филичева,Г.В. Чиркина и др. Программы дошкольного образования учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи М., «Просвещение» 2010 г. Т.А. Ткаченко Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5 лет М. изд. «Гнои и Д» 2005 г. Т.А. Ткаченко Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет М. изд. «Гнои и Д» 2005 г. Т.А. Ткаченко Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь М. «Книголюб»2007 г. Т.Б. Филичева,Н.А. Чевелева Логопедическая работа в детском саду М. «Просвещение» 1987 г. Г.А. Каше Подготовка к школе детей с недостатками речи. М г. и др.