Автор: Р.Г.Горшкова, учитель немецкого языка МОУ «Бурашевская» СОШ Калининского района Тверской области
Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности. Эти уроки включают все разнообразия форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные конспекты. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету. Цель нестандартных уроков: отработка новых методов, форм, приемов, средств обучения для реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.
Нестандартные формы обучения предполагают: * Использование коллективных форм работы; * Привитие интереса к предмету; * Развитие умений и навыков самостоятельной работы; * Активизацию деятельности учащихся; * Самостоятельную работу * Более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения; * Становление новых отношений между учителем и учениками.
Виды нестандартных уроков. * Уроки-игры, на которых создается неформальная обстановка, развиваются интеллектуальная и эмоциональная сферы учащихся. Учебная цель ставится как игровая задача, и урок подчиняется правилам игры, обеспечивая увлеченность и интерес к содержанию. * Уроки-путешествия, уроки-сказки опираются на фантазию детей и развивают ее. * Уроки-состязания, викторины, конкурсы чтецов, общественные смотры знаний позволяют проверить практические умения и теоретические знания по выбранной теме. Игры-соревнования могут быть продуманы учителем или являться аналогом популярных телевизионных конкурсов и состязаний: «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». * Уроки, основанные на имитации деятельности учреждение и организаций – деловая игра. Урок-суд, урок-аукцион. Здесь ставятся проблемно-поисковые задачи, даются творческие задания. Уроки выполняют и профориентационную роль, проявляются инициатива и артистизм, неординарность мышления. * Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследования, комментарий, мозговая атака, репортаж, рецензия, реферат.
* Урок-экскурсия. Ученик должен уметь использовать культуроведческий и страноведческий материал, что помогает формировать представления о культуре свое страны и страны изучаемого языка. * Урок-спектакль – это творческая работа, способствует выработке навыков общения на иностранном языке, раскрытию индивидуальных творческих способностей. * Урок-интервью, урок-пресс-конференция – своеобразный диалог по обмену информацией, требует тщательной подготовки, самостоятельной работы, позволяет овладеть определенным количеством частотных клише и пользоваться ими в автоматическом режиме, способствует углублению знаний, расширению кругозора. * Интегрированный урок позволяет систематизировать и обобщать знания по смежным учебным предметам, повышать образовательный уровень. * Видеоурок дает возможность использовать аутентичные материалы, в том числе видеофильмы, помогает предоставить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры, помогает развитию внимания и памяти.
В условиях реализация ФГОС особое значение приобретает проектная деятельность. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления, учит не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять на практике. Проектная методика – одна из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимаю активную позицию. Выполненный проект моет быть представлен в самых разнообразных формах: статья, рекомендация, рекламный проект, альбом, коллаж и многое другое.
Итак, использование нестандартных уроков доступно каждому учителю, стоит только отойти от стандарта и сделать на уроке такое, что заинтересовало бы детей, заставило задуматься, что иностранный язык нужен им, если не в будущей профессии, то просто для того, чтобы чувствовать себя образованным человеком, который может пообщаться с иностранцем, прочесть объявление, понять иноязычную речь. Использование таких уроков повышает мотивацию, интерес к предмету, желание изучать язык и общаться на нем.