Организация службы медиации в образовательной среде
Статус, общение, влияние.
КОНФЛИКТ
Способы реагирования школы на конфликты и криминальные ситуации? Учителя Конфликт это зло! Частый способ реагирования - поиск виноватого и наказание (или угроза наказанием)
Административный вызов к директору вызов на педсовет вызов родителей
Направление к психологу
Школьный инспектор
ДЕТИ Стрелки Органы школьного самоуправления
Отсутствие реагирования К чему ведет? Скрытые (многолетние) конфликты Групповое давление, отвержение, бойкот Замыкание в себе
Что общего у этих способов? Власть и административное давление (взрослые) Физическую силу (дети на «стрелках») Психологическое давление Манипуляция
Школьная медиация Школьная служба примирения
Медиативный (восстановительный) подход - это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Основная цель деятельности ШСП создание безопасной среды; воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте.
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях Конституция Российской Федерации Конституция Гражданский кодекс Российской Федерациикодекс Семейный кодекс Российской Федерациикодекс Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"закон
Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"закон Конвенция о правах ребенка Конвенция Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров закон с участием посредника (процедуре медиации)"
Служба школьной медиации в образовательной организации. Сократить общее количество конфликтных ситуаций Повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы Сократить количество правонарушений Повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей
Обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей Создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации
Медиативный (восстановительный) подход Обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций Самим найти устраивающие всех решения Понять, как избежать повторения конфликта в будущем
Медиатор В равной степени поддерживает участников Организует конструктивный диалог Не судит, не защищает, не поучает и т.п. Способствует тому, чтобы обидчик возместил причиненный вред
Этапы работы ведущего (медиатора) в программах по заглаживанию вреда Восстановительные действия Примирительная встреча (встреча по заглаживанию вреда) Ситуация жертвы Ситуация правонарушителя Индивидуальные встречи Медиатор Диалог
Участники конфликтной ситуации Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию Восстановительные действия и совместная выработка решения МЕДИАТОР «Лестница» восстановительной медиации Понимание себя Понимание другого Осознание последствий Ответственность за изменение ситуации, совместный поиск решения и его реализацию
Медиация ровесников
Школьная служба примирения Взросло-детская команда Цель - улучшение отношений в школе и поддержка воспитания Задача - сделать так, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения.
Служба примирения - организационная форма, в которой определено: откуда поступает информация о конфликтах; кто и где проводит встречи; как реагирует администрация в случае примирения сторон; как осуществляется подготовка ведущих; как окружающие узнают про службу; какая будет документация и т.д.
Что дает сторонам участие в программах примирения?
Обучающемуся, совершившему проступок: осознание причины своего проступка и его последствий; возможность принести извинения; загладить причиненный вред; вернуть к себе уважение и восстановить отношения.
Потерпевшему: избавиться от негативных переживаний и желания отомстить; убедиться в том, что справедливость существует.
Родителям и педагогам: помочь ребенку в трудной жизненной ситуации; сформировать навык конструктивного поведения в конфликте.
Основные этапы организации службы школьной медиации в образовательной организации МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ ПИСЬМО от 18 ноября 2013 г. N ВК-844/07
Спасибо за внимание.