М ЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ « МАТЕРИЯ » В КУРСЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК Бегеева Елена Борисовна
А КТУАЛЬНОСТЬ : В соответствии с ФГОС у учащихся должно быть сформировано представление о целостной современной естественно - научной картине мира, кроме этого учащиеся должны владеть понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим понимать познаваемость мира
П ОНЯТИЕ « МАТЕРИЯ » Материя – это все то, что существует во вселенной независимо от нашего сознания (А.В. Перышкин, учебник Физика 7 класс) Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениям (БСЭ)
А НАЛИЗ УЧЕБНИКОВ : Физика: 7 класс (материя, вещество), 8 класс (электрическое, магнитное поле), 9 класс (гравитационное поле, магнитное поле, электромагнитное поле) Химия: 8 класс (вещество) Биология: 6 – 9 класс структурные элементы клетки
П РОБЛЕМА В школьном курсе рассматриваются структурные элементы материи, но нет целостного восприятия
материя вещество поле В живой природе В неживой природе гравитационное электрическое магнитное Электро- магнитное молекулы атомы Ядроэлектроны Протоны нейтроны клетка Структура клетки
П ОЗИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ Н.Е. В ЕРАКСА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАУЧНОГО ТЕКСТА
М ЕТОД ПОЗИЦИЙ В ЕРАКСА Позиция Тезис Основное содержание абзаца Понятия Выписать определения, имеющиеся в тексте Схема Составить схему по данному параграфу Ассоциация Создать символ по тексту Поэт Написать стихотворение по информации текста Театр Написать сценарий с ролями по данному тесту Эксперимент Провести и показать опыты по данному тексту Апологет Отметить, что особенно понравилось Критик Отметить с чем не согласен Вопросы Задать вопросы по тексту к каждой позиции Практика Проанализировать, где можно применить информацию, полученную при чтении текста Рефлексия Какие испытывали чувства при чтении текста Эксперты Определение критериев и выставление оценок каждой группе
О РГАНИЗАЦИЯ УРОКА 1. Организационный момент 5 мин постановка цели, выбор позиций 2. Выполнение заданий 15 мин 3. Защита 20 мин (вся группа, записи) 4. Подведение итогов
П РЕИМУЩЕСТВА : Применение изученного материала Развитие коммуникационных умений Накопляемость оценок Мотивация Развитие креативности Возможность выразить личное отношение к информации