Чудина Светлана Владимировна учитель русского языка и литературы МОУ Дмитриевщинской ООШ 2010г. Создание условий для духовно-нравственного развития и воспитания в современной школе
Образа человека в конкретно- исторических социокультурных условиях. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии В XVIII в - «Человек государственный, слуга царю и Отечеству» В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином В 90-е гг. ХХ в. в России был сформирован идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения России заключается в нескольких аспектах 1. Критически высокий уровень употребления детьми алкоголя. 2. Критически высокий уровень употребления детьми табачных изделий 3. Критически высокий уровень употребления детьми наркотиков. 4. Кризис нравственных ценностей среди подростков и молодежи.
5. Низкий уровень нравственности половых отношений 6. Проблема социального сиротства. (Дети- сироты при живых родителях). 7. Высокий уровень насилия в отношении несовершеннолетних, а также семейного насилия. 8. Высокий уровень преступности детей. 9. Распространение порнографии. 10. Кризис семьи и семейных ценностей в России. 11. Высокий уровень абортов 12. Кризис патриотизма
13. Оторванность подрастающего поколения от своей национальной, культурной идентичности 14. Падение интереса к книге 15. Насилие в школах. 16. Рост безответственности и инфантильности подростков. 17. Рост популярности и распространения экстремизма. 18. Здоровье подрастающего поколения.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества
Под духовно нравственным воспитанием понимается процесс формирования у человека: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости; нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, послушание, добрая воля).
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачами духовно – нравственного воспитания являются: Передача и усвоение нравственных знаний на основе познания системы ценностей; Формирование и присвоение нравственных убеждений на основе усвоенных знаний о системе ценностей; Выработка и освоение нравственных умений и навыков на основе сформированных убеждений в необходимости приобщения к системе ценностей. Развитие нравственно – познавательной деятельности на основе активизации способностей приобщения к общечеловеческим и этнокультурным ценностям.
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания нравственного примера педагога; социально-педагогического партнерства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно- нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.
Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей: истории России, российских народов, своей семьи, рода; жизненного опыта своих родителей, предков; традиционных российских религий; произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры; периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; фольклора народов России; общественно полезной и личностно значимой деятельности; учебных дисциплин; других источников информации и научного знания.
Есть одна наука, которая потребуется абсолютно всем выпускникам школ, независимо от выбора профессии. Это наука о принятии нравственных решений, дающая четкие ориентиры в определении критериев добра и зла в любой возможной жизненной ситуации.
Спасибо за внимание