Урок русского языка в 6 классе по теме «Изменение имён существительных множественного числа.» Учитель: Гольцман А. А. Тютринская специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида.
Тема урока: «Имя существительное» Склонение имён существительных во множественном числе
Цели и задачи урока: Уметь находить в тексте, предложении существительные. Определять у существительных число, падеж. Правильно писать падежные окончания существительных во мн. ч. Уметь находить в тексте, предложении существительные. Определять у существительных число, падеж. Правильно писать падежные окончания существительных во мн. ч. Коррекция памяти, мышления, устной и письменной речи. Коррекция памяти, мышления, устной и письменной речи. Воспитание трудолюбия, взаимовыручки и чувство коллективизма. Воспитание трудолюбия, взаимовыручки и чувство коллективизма.
Сделай выбор букв. У имён существительных определи число и падеж, выдели окончание. Вот з(е,и)ма катит как раз, Вот з(е,и)ма катит как раз, Чем она з(о,а)сыплет нас? Чем она з(о,а)сыплет нас? - Вьюг(о,а)ми, метел(и,я)ми - Вьюг(о,а)ми, метел(и,я)ми И сн(и,е)гами белыми. И сн(и,е)гами белыми.
Проверь! Вот зима (мн. ч., И.п.) катит как раз, Вот зима (мн. ч., И.п.) катит как раз, Чем она засыплет нас? Чем она засыплет нас? - Вьюгами (мн. ч., Т.п.), метелями (мн.ч., Т.п.) - Вьюгами (мн. ч., Т.п.), метелями (мн.ч., Т.п.) И снегами (мн. ч., Т. п.) белыми. И снегами (мн. ч., Т. п.) белыми.
Вставь пропущенные окончания, укажи падеж. Дни стали ненастные, по ноч… холодно. На огород… овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши с пупырышк… и помидоры с атласными спинк… Потом лук в бумажных рубашк… Потом бобы в шерстяных чулочк… Дни стали ненастные, по ноч… холодно. На огород… овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы-голыши с пупырышк… и помидоры с атласными спинк… Потом лук в бумажных рубашк… Потом бобы в шерстяных чулочк…
Проверь! Дни стали ненастные, по ночам (Д.п.) холодно. На огороде (П.п.) овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши с пупырышками (Т.п.) и помидоры с атласными спинками (Т.п.). Потом лук в бумажных рубашках (П.п.). Потом бобы в шерстяных чулочках (П.п.). Дни стали ненастные, по ночам (Д.п.) холодно. На огороде (П.п.) овощи убирают, чтобы не замёрзли. Сначала убрали огурцы – голыши с пупырышками (Т.п.) и помидоры с атласными спинками (Т.п.). Потом лук в бумажных рубашках (П.п.). Потом бобы в шерстяных чулочках (П.п.).
Словарная работа. Списать, вставить пропущенные буквы. Х…зяин, ф…нера, т…леграм…а, к…ммунист, ате…на, п…ррон, му…чина, жен…ина, с…мена, с…йчас, т…перь, с…реди, дог…вор, выкр…йка. Х…зяин, ф…нера, т…леграм…а, к…ммунист, ате…на, п…ррон, му…чина, жен…ина, с…мена, с…йчас, т…перь, с…реди, дог…вор, выкр…йка.
Проверь словарные слова! Хозяин, фанера, телеграмма, коммунист, антенна, перрон, мужчина, женщина, семена, сейчас, теперь, середина, договор, выкройка. Хозяин, фанера, телеграмма, коммунист, антенна, перрон, мужчина, женщина, семена, сейчас, теперь, середина, договор, выкройка.
Игра «Кто больше придумает новых слов?» КЛАДОИСКАТЕЛИ КЛАДОИСКАТЕЛИ
Заполнить таблицу по образцу Падежи И. п. воробьицветылистья Р. п. воробьёв Д. п. В. п. листья Т. п. П. п. о цветах
Проверь! Падежи И. п. воробьицветылистья Р. п. воробьёвцветовлистьев Д. п. воробьямцветамлистьям В. п. воробьёвцветылистья Т. п. воробьямицветамилистьями П. п. о воробьях о цветах о листьях
Реши тест! Выбери правильный ответ. 1. В русском языке падежей: 1. В русском языке падежей: а) 7 а) 7 б) 9 б) 9 в) 6 в) 6 2. Творительный падеж отвечает на вопросы: 2. Творительный падеж отвечает на вопросы: а) кто? что? а) кто? что? б) кем? чем? б) кем? чем? в) кого? что? в) кого? что? 3. У существительных мн. ч. в Д. п. пишем окончание: 3. У существительных мн. ч. в Д. п. пишем окончание: а) –ы, -и. а) –ы, -и. б) –ами, -ями. б) –ами, -ями. в) –ям, -ам. в) –ям, -ам.
Решаем тест дальше! 4. Окончания –ах, -ях пишем у существительных мн. ч. в каком падеже? 4. Окончания –ах, -ях пишем у существительных мн. ч. в каком падеже? а) Творительный а) Творительный б) Именительный б) Именительный в) Предложный. в) Предложный. 5. У существительных в каком падеже мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется? 5. У существительных в каком падеже мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется? а) Р. п. а) Р. п. б) Д. п. б) Д. п. в) П. п. в) П. п.
Проверь? 1. В русском языке падежей: 1. В русском языке падежей: а) 7 а) 7 б) 9 б) 9 в) 6 в) 6 2. Творительный падеж отвечает на вопросы: 2. Творительный падеж отвечает на вопросы: а) кто? что? а) кто? что? б) кем? чем? б) кем? чем? в) кого? что? в) кого? что? 3. У существительных мн. ч. в Д. п. пишем окончание: 3. У существительных мн. ч. в Д. п. пишем окончание: а) –ы, -и. а) –ы, -и. б) –ами, -ями. б) –ами, -ями. в) –ям, -ам. в) –ям, -ам.
Проверь! 4. Окончания –ах, -ях пишем у существительных мн. ч. в каком падеже? 4. Окончания –ах, -ях пишем у существительных мн. ч. в каком падеже? а) Творительный а) Творительный б) Именительный б) Именительный в) Предложный. в) Предложный. 5. У существительных в каком падеже мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется? 5. У существительных в каком падеже мн. ч. после шипящих ж, ш, щ, ч на конце ь не пишется? а) Р. п. а) Р. п. б) Д. п. б) Д. п. в) П. п. в) П. п.
Итог урока. - Чему учились на уроке? - Чему учились на уроке? - Что больше всего понравилось на уроке? - Что больше всего понравилось на уроке? - Ваши предложения. - Ваши предложения.
Молодцы! Всем большое спасибо! Всем большое спасибо!