Автор Романов Алексей 6 а класс
После смерти Мухаммеда в Медине (летом 632 г.) халифом («заместителем» пророка), в результате долгих споров между мухаджирами и ансарами, был избран Абу Бакр, купец, старый друг, тесть и сподвижник Мухаммеда.
Халифская власть досталась Абу Бакру (632634) в то время, когда объединение Аравии ещё не было закончено. Сразу же после смерти Мухаммеда восстали многие арабские племена. Абу Бакр жестоко подавил все эти восстания. Мухаммед и Абу Бакр посещают бедуинов.
После его смерти халифом стал другой сподвижник Мухаммеда Омар (634644).
Уже при первом халифе началось завоевательное движение арабов Длительная война между двумя великими державами того времени Византией и Ираном, продолжавшаяся с 602 по 628 г., истощила их силы, что способствовало успеху арабов.
К 640 г. арабы завоевали почти всю Палестину и Сирию. Много мирных жителей было захвачено в рабство. Но многие города сдались завоевателям лишь на основании договоров, которые гарантировали христианам и иудеям свободу культа и личную свободу под условием признания власти арабо- мусульманского государства и уплаты податей.
К концу 642 г. Арабы завоевали Египет, заняв важнейший портовый город Александрию, в 637 г. взяли и разрушили столицу Ирана Ктесифон, а к 651 г. завершили завоевание Ирана, несмотря на упорное сопротивление его населения. Арабские завоеватели вступают во дворец персидских шахиншахов в Ктесифоне.
Завоевание арабами византийских областей и Ирана сопровождалось перераспределением земельного фонда. К завоевателям перешли земли иранских царей, и земли убитых в сражениях иранских дехканов. Но некоторые подчинившиеся арабам иранские и византийские землевладельцы сохранили свои владения.
Возвращение с работы дехканина.
Семейство Али зятя Мухаммеда получило поместья царей в Ираке. Сыновья халифов Абу Бакра и Омара стали тоже крупнейшими землевладельцам и в Ираке, а мекканские Омейяды получили огромные владения в Сирии.
На присвоенных землях арабские землевладельцы сохранили уже существовавшую до прихода арабов систему феодальной эксплуатации местных крестьян. Но многие «сподвижники пророка», став землевладельцами, эксплуатировали и в земледелии и в ремесле тысячи захваченных во время войн пленников-рабов.
«Сподвижнику пророка» ибн Ауфу принадлежало 30 тыс. рабов; ибн Абу Суфьян, впоследствии халиф, на своих полях и в садах в одном только Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. рабов; наместник Басры Мугира ибн Шуба требовал от своих рабов- ремесленников, поселённых в Медине и в других местах, по 2 дирхема ежедневно.
Один из рабов Мугиры, перс-христианин Абу Лулуа, по ремеслу плотник и каменотёс, принёс однажды халифу Омару жалобу на своего господина и на его непосильные требования. Омар ничем не помог Абу Лулуа и тот, доведённый до отчаяния, на другой день убил халифа в мечети кинжалом (в 644 г.). Халиф Омар
До начала VIII в. завоеватели сохраняли в захваченных областях местные порядки и прежних византийских и иранских чиновников. Поэтому первоначально всё делопроизводство велось в Сирии и Палестине на греческом языке, в Египте на греческом и коптском, а в Иране и Ираке на среднеперсидском.
Ислам распространялся постепенно. Новообращённым халифы предоставляли различные льготы, но до середины IX в. в Халифате сохранялась широкая веротерпимость по отношению к христианам, иудеям и зороастрийцам. Для ислама этого периода особенно характерной являлась обращённая к народным массам проповедь смирения, терпения и довольства своим жребием.
Распад Халифата. Стремление крупных феодалов к политической самостоятельности привело к образованию местных наследственных эмиратов, превращавшихся постепенно в самостоятельные государства.
Спасибо за внимание!