Болонские инструменты в Чешской Республике: национальные квалификационные основы, ЕСПНК (Европейская система перевода и накопления кредитов) Семинар для.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальные квалификационные основы – приложение к диплому Семинар для экспертов в области реформы высшего образования 10 – 11 ноября, 2011 г. г. Бишкек.
Advertisements

Рамка квалификаций Европейского Пространства Высшего Образования Могенс Берг Глава Рабочей Группы по Болонскому Процессу Страсбург, декабря 2006.
Порядок приема иностранных граждан в государственные вузы.
Инструменты осуществления признания иностранных квалификаций Байба Раминя директор Центра академической информации Рига, 2013.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Образовательная программа «Международный бизнес» Государственный университет управления Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного.
Пути получения образования. 9 класс класс колледж ВУЗ работа.
Уровневая система высшего профессионального образования (ВПО) в России Лектор: Т.А.Воронова, канд. пед. наук, профессор, зав. каф. педагогики ИвГУ.
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Редакция на 15 июля 2011 года Редакция на 15 июля 2011 года.
Разработка рамок квалификаций Казахстан ноября 2008 г., г. Турин.
Ученые степени и ученые звания в истории зарубежной науки и высшего образования Подготовил:Балабаев Никита.
1 НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Самостоятельно разрабатываемые образовательные программы и образовательные стандарты: состояние, проблемы,
Ассоциация классических университетов России Анализ опыта актуализации ФГОС ВО с учетом требований Профессиональных стандартов в контексте общеевропейской.
Двухуровневая система высшего образования в Бурятской ГСХА им. В.Р.Филиппова Попов А.П. ректор, профессор.
Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
Модель профессионально- общественной аккредитации образовательных программ С.Ю.Рощин, НИУ ВШЭ Наблюдательный совет АВВЭМ,
НАПРАВЛЕНИЕ «МЕНЕДЖМЕНТ » МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»
Транксрипт:

Болонские инструменты в Чешской Республике: национальные квалификационные основы, ЕСПНК (Европейская система перевода и накопления кредитов) Семинар для экспертов в области реформы высшего образования 10 – 11 ноября 2011г. г. Бишкек Вера Стастна Charles University

Образовательная система Чехии

Чешская система образования третичного уровня Все стандартное образование, следующее за формальным средним образованием, которое ведет к высшему уровню образования Согласно МСКО 97 существуют МСКО 5 и МСКО 6 В Чешской Республике Высшее образование предоставляется высшими учебными заведениями (ВУЗами) – МСКО 5A и МСКО 6 Третичное профессиональное образование предоставляется третичными профессиональными школами (ТПШ) и в двух последних классах консерваторий (МСКО 5B).

Третичное профессиональное образование (1) Учредитель: регион, министерства, частные юридические лица, церковь 184 ТПШ: из них 117 региональных, 7 образованных другими министерствами, 48 частных и 12 церковных Во всех ТПШ взимается оплата за обучение Государственные или региональные: от до чешских крон в год, В основном в областях экономики, здоровья и социальной работы Примерно студентов (немного ближе к студентам) 20 ТПШ предоставляют степень бакалавра на основании соглашения с ВУЗом. Если выпускники ТПШ желают продолжить и получить степень бакалавра, то ВУЗы признают часть обучения – им не нужно будет начинать обучение с самого начала

Третичное профессиональное образование (2) МСКО 5B Другой статус, чем ВУЗы, есть синхронизация 3-х летние программы на получение степени – ближе к степени бакалавра Аккредитованы – подобные процедуры, что и в высшем образовании – аккредитационная комиссия для ТПШ Организация обучения Предварительное условие – Maturita/Abitur (законченное среднее образование) Выпускники получают специальность Часть заключительных экзаменов похожа на экзамены после профессиональных курсов: экзамен по иностранному языку и защита выпускной работы по специальности. Присуждаемая степень «дипломированный специалист» («ДиС») и название специальности Не дает доступа к программам на получение степени Магистра Профессионально иногда признается как степень Бакалавра

ВУЗы – основные факты (1) ВУЗы по форме собственности: Государственные : созданы на основании закона и находятся в ведении Министерства образования – оплата за обучение не взимается Частные: с 1998г., находятся в ведении Министерства оразования, необходимо получение государственной лицензии – оплата за обучение взимается Национальные: (Университет обороны и Полицейская академия), образованные на основании закона и находящиеся в ведении Министерства обороны и МВД – оплата за обучение не взимается ВУЗы: Университеты – предлагают все три уровня программ на получение степени (бакалавр, магистр и доктор) Не университеты – в основном предлагают программы бакалавриата, при получении аккредитации могут предлагать степень магистра, но не имеют права на предоставление докторских программ В гг. насчитывалось 73 ВУЗа – 26 государственных, 46 частных и 2 национальных 29 ВУЗов - университетов (24 государственных, 2 национальных и 3 частных), 45 ВУЗов - не университетов (2 государственных и 43 частных): 18 из них предлагают как степень бакалавра, так и степень магистра

ВУЗы – основные факты (2) Почти студентов, включая: Частные ВУЗы – около 14,0 % (немного больше 56 тысяч) Национальные ВУЗы – около студентов Государственные ВУЗы - около 340 тысяч студентов Академический состав Профессора, назначаемые Президентом на основании специальной процедуры Доценты, назначаемые Ректором на основании специальной процедуры - защиты диссертации по определенному виду деятельности Помощники профессоров, Преподаватели, Лекторы и Ученые, исследователи и проектировщики, участвующие в преподавательской деятельности

Структура квалификаций высшего образования (1) Высшее образование предлагается в рамках аккредитованной программы по предоставлению степени, предлагаемой в соответствии с учебной программой для данного вида обучения МСКО 5A Программа бакалавриата – предназначена для предоставления квалификаций для работы по профессии, а также для продолжения обучения по магистерской программе 3-4 стандартных года (180 – 240 кредитов ЕСПНК) Академическая степень «Бакалавра» (аббревиатура «Бк») Эквивалент академической степени в области искусств – «бакалавр умений» («Бакалавр искусств», сокращенно «БкИ», которые ставятся впереди имени

Структура квалификаций высшего образования (2) МСКО 5A Магистерские программы следуют за программами бакалавриата Предназначены для содействия приобретению теоретических знаний на основании текущих научных и исследовательских знаний, исследований и разработок, для того, чтобы направить студентов на применение данных знаний и развитие их творческих подходов 1-3 стандартных года (60 – 180 кредитов ЕСПНК). Магистерские программы, которые не следуют за программами бакалавриата В случае, если это требуется в связи с природой обучения (медицина, ветеринария, фармацевтика, право, преподавание в начальной школе, некоторые искусства, психология), 4 – 6 стандартных лет (240 – 360 кредитов ЕСПНК) – 4-х летняя степень, более не реализуется на практике

Структура квалификаций высшего образования (3) МСКО 6 Докторские программы Нацелены на научные исследования и независимую творческую деятельность в области исследований и разработок или независимой теоретической деятельности в области искусств. 3 – 4 стандартных года, обычно без кредитов ЕСПНК Индивидуальная учебная программа под руководством куратора Завершается докторским государственным экзаменом и защитой докторской диссертации. Они подтверждают способность кандидата осуществлять независимую деятельность в области исследований или разработок или независимой теоретической и творческой деятельности в области искусств. Диссертация должна содержать оригинал, а также опубликованные результаты или результаты, принятые для публикаций Академическая степень «Доктора» («Доктор философии», аббревиатура «Др. Ф.» или «Доктор теологии», аббревиатура «Др. Т.» в области теологии) используется после имени

Болонский процесс – инвентаризация 2012 Зеленый Шаг 10. Была проведена самооценка основ на совместимость с европейскими основами для высшего образования Светло зеленый Шаги Квалификации были включены в национальные квалификационные основы (НКО). 8. Учебные программы были пересмотрены на основе образовательных результатов (ОР), включенных в НКО. 7. Реализация НКО началась с согласования ролей и обязанностей ВУЗов, агентств по квалификационной оценке и прочих органов. Желтый Шаги НКО были закреплены в законодательстве или на другом высоком политическом уровне. 5. Прошли консультации / национальные обсуждения, и дизайн НКО был согласован со всеми заинтересованными сторонами. Оранже вый Шаг 4. Были согласованы структура уровней, результаты обучения и кредиты. Красный Шаг 3. Был установлен процесс разработки НКО, были определены заинтересованные стороны и образованы комитеты. Шаг 2. Были согласованы и обозначены цели НКО. Шаг 1. Решение по началу разработки НКО было принято национальным органом, курирующим сектор высшего образования и/или министром.

НКО – Чешская Республика Отдельный национальный проект (Европейский социальный фонд), называемый Q-Ram Частично определяет статус кво, частично инструмент модификации Реформа третичного профессионального образования – следует установить квалификацию короткого цикла Модернизация степеней высшего образования Создать рамки для всех уровней третичного образования – прозрачность системы: Высшее образование – почти аккредитованных специальностей со степенью Почти предоставляется ВУЗами Более аккредитованы совместно с ТПШ (уровень бакалавра) и Академией наук (уровень доктората) ТПО – около 360 программ Нет единой системы

Национальные квалификационные основы для третичного образования (НКО-ТО) 3 уровня дескрипторов: Национальные дескрипторы – на основании Дублинских дескрипторов и ЕКО Дескрипторы для сфер обучения Программы, предоставляющие степень, описанные в методологии образовательных результатов Методология для реализации НКО-ТО в ВУЗах Скоро будет начата пилотная фаза – большой интерес со стороны заведений

Национальная квалификационная основа для третичного образования (НКО-ТО) Национальные дескрипторы: Выведены на основании Дублинских дескрипторов и дескрипторов ЕКО Одобрены Министерством образования в ноябре 2010 года – Считаются минимальным уровнем Дескрипторы областей обучения – находятся в разработке – считаются контрольными показателями В настоящее время существуют около 40 областей обучения, определенных в рамках проекта (все еще на стадии обсуждения) Дескрипторы для областей обучения должны использоваться в основном на национальном уровне Для целей аккредитации – переход от аккредитации программы к аккредитации области обучения Программы на получение степени, описанные в методологии ОР Использование областей обучения и контрольных показателей уровня в целях аккредитации рассматривается ВУЗами как угроза

Где мы Разработка НКО – более длительный срок Статус Чешской Республики – между шагом 6: НКО были закреплены законом или на другом высоком политическом уровне (приняты Министерством образования) и шагом 7: реализация НКО началась с согласования ролей и ответственности ВУЗов, квалификационных агентств и прочих органов (пилотная реализация в рамках Q-Ram) Два шага, которые требуют времени и многих обсуждений с заинтересованными сторонами – все еще впереди – самое важное: Шаг 8: Учебные программы были пересмотрены на основании ОР, включенных в НКО Шаг 10: Произошла самооценка Основ на совместимость с европейскими основами для высшего образования В настоящее время происходит сверка национальной квалификационной системы с ЕКО

Уровень третичного образованияУровень ЕКОЦикл ЕЗВО Третичное профессиональное образование 3 – 3,5 года Степень при выпуске «дипломированный специалист» (аббревиатура «ДиС» после имени) Доступа к магистерской программе нет кредитов ЕСПНК 1 Высшее образование – степень бакалавра 3-4 стандартных года (180 – 240 кредитов ЕСПНК) Академическая степень «Бакалавра» (аббревиатура «Бк») Эквивалентная академическая степень в области искусств – «бакалавр умений» («Бакалавр искусств», аббревиатура «БкИ»), используется перед именем Высшее образование – степень магистра 1-3 стандартных лет (60 – 180 кредитов ЕСПНК), если последует степень Магистра 4-6 стандартных лет (240 – 300 кредитов ЕСПНК), если за программой Бакалавра не последует программа Магистра Академическая степень: «Инженер» (аббревиатура «Инж.», используется перед именем) в областях экономики, технических наук и технологий, сельское и лесное хозяйство, а также в военных областях обучения; «Инженер архитектор» (аббревиатура «Инж.арх.», используется перед именем) в области архитектуры; «Магистр искусств» (аббревиатура «МгИ», используется перед именем) в области искусств; «Магистр» (аббревиатура «Мгр», используется перед именем в других областях обучения, за исключением медицины, стоматологии, ветеринарии и фармацевтики кредитов ЕСПНК, обычно 90 – 120 кредитов ЕСПНК Всего Бакалавр и Магистр обычно составляет 300 кредитов ЕСПНК 2 «Доктор медицины» (аббревиатура «МДр», используется перед именем) в области медицины; «Доктор стоматологии» (аббревиатура «МДСт», используется перед именем) в области стоматологии; «Доктор ветеринарии» (аббревиатура «МДВет», используется в начале имени) в области ветеринарии; После сдачи продвинутого экзамена магистратуры: «Доктор права» (аббревиатура «ЮрД», используется впереди имени) в области права; «Доктор философии» (аббревиатура «ДрФ», ставится перед именем) в области гуманитарных наук, педагогики и социальных наук; «Доктор естественных наук» (аббревиатура «ДрЕН», ставится перед именем) в области естественных наук; «Доктор фармацевтики» (аббревиатура «ФармДр», ставится перед именем) в области фармацевтики; «Лиценциат теологии» (аббр. «ЛицТ», ставится перед именем ) или «Доктор Теологии» («ДрТ», ставится перед именем) в области богословия; для католической теологии «Лиценциат теологии» Высшее образование – докторантура 3 – 4 стандартных лет Выпускникам докторантуры присуждается академическая степень «Доктора» (аббревиатура «ДрФ», ставится после имени) или «Доктор Теологии» («ДрТ», ставится после имени) в области теологии стандартных лет 3

Реформа учебной программы – образовательные результаты и ЕСПНК – возможности Во всех ВУЗах структура программ была изменена в соответствии с Болонской схемой Время для оценки: насколько успешной была такая реструктуризация? ОР (включая стандарты для оценки студентов) + методология ЕСПНК смогли бы улучшить оценку программ Как программы удовлетворяют потребности студентов (эмансипация студентов – больше гибкости, больше ответственности), Как они удовлетворяют требованиям рынка При правильном определении они способствуют: Инновациям программ на получение степени Диверсификации предложения обучения – в будущем некоторые соответствующие модули могут предоставлять частичную квалификацию, признаваемую рынком труда (разработанную совместно с работодателями) Могут улучшить ситуацию с прерыванием обучения – когда студенты покидают заведение без степени и без сертификата Улучшенная методология внутренней оценки программ на получение степени

ОР + ЕСПНК + КО = возможность признания предыдущего образования ОР, при правильном определении, смогут способствовать определению набора стандартов, на основании которых можно признать неформальное обучение в целях продолжения образования Базовые основы на национальном уровне Признание автономной компетенции ВУЗа (в Чешской системе государственных ВУЗов) Необходимо предпринять дальнейшие шаги – Четко определенные процедуры Включить во внутренние положения ВУЗов

Спасибо за внимание