Образовательное пространство
Проблемы… Не все дети от природы имеют задатки к развитию теоретического мышления У многих имеется высокий потенциал к развитию образного мышления Как показывает многочисленный и многолетний опыт, во многих случаях наблюдаются существенные проблемы при переходе учащихся начальной школы в среднюю, отсутствует преемственность линии развития ученика в старших классах…
Необходимо создать педагогическую среду, влияющую на разные аспекты и стороны развития личности Мастер создает особое пространство, обеспечивающее деятельность Учителя и Ученика в новой образовательной парадигме Создать условия для появления у учащегося мотива к личностному росту Создать условия для приобретения учащимся средств познания и исследования мира Создать условия для возможности и реализации «Я – концепции»
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики Особенности Традиционная «Знаниевая педагогика» Инновационная «Способностная педагогика» 1. Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие личности 2. Девиз педагога «Делай как я»«Не навреди» 3. Характер и стиль взаимоотношений Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость (рефлексивность)
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики Особенности Традиционная «Знаниевая педагогика» Инновационная «Способностная педагогика» 4. Формы организации Фронтальные индивидуальные Групповые коллективные 5. Методы обучения Иллюстративно- объяснительные, информационные Проблемные: -проблемное изложение -частично-поисковый -исследовательский 6. Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, творческий, проблемный
Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики Особенности Традиционная «Знаниевая педагогика» Инновационная «Способностная педагогика» 7. Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций Организатор сотрудничества, консультант 8. Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности
Школа «Развития» Ориентируется на личность обучаемого. Естественным в данной ситуации является овладение учащимся такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др. Существенным становится появление у учащегося потребности, интереса, мотива к личному росту, изменению себя, приобретению опыта эмоционально- ценностных отношений. Результат работы Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, не стандартной ситуации
Как известно, в учебном пространстве проблема «чему учить» состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения. Проблема «как учить» состоит в выборе адекватных образовательных целей, методов, форм и средств обучения
При анализе мирового опыта выявлены подходы к организации образовательного пространства развивающего типа. Пед- технологии Исследовательская (проблемно- поисковая) Коммуникативная (дискуссионная ) Иммитационного моделирования (игровая) Психологическая (самоопределении- чес кая) рефлексивная деятельностная
Спасибо за внимание Творческих успехов