Знаки препинания при однородных членах предложения. ЕГЭ (А 20, А 23) ГИА (В 10) Автор урока: Ганеева Елена Николаевна, МБОУ «Лицей», г.Лесосибирск
Цель урока: формирование умения расставлять знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Задачи урока: Научиться опознавать ОЧП, выраженные различными частями речи; научиться определять средство связи ОЧП; научиться определять роль ОЧП в различных стилях речи.
I этап. Актуализация знаний (проверка усвоенных теоретических сведений) II этап. Работа с текстом. III этап. Творческие задания. IV этап. Рефлексия. Оценивание.
А) Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос. Б) Однородные члены предложения равноправны по отношению друг к другу. В) Однородными членами предложения могут быть слова только одной части речи. Г) Обобщающее слово всегда является тем же членом предложения, что и однородные члены. Тест
Однородные члены предложения соединяются… А) сочинительными союзами Б) подчинительными союзами В) интонацией и сочинительными союзами Г) запятыми Тест
А) [ О, и О, и О, и О ]. Б) [ О и О, О и О ]. В) [ О, О, О, и О ]. Г) [ и О, и О, и О, и О ]. Тест
Выразительно прочитайте отрывок из рассказа Глеба Алексеева «Ледоход», расставьте нужные запятые при однородных членах предложения. Объясните расставленные вами знаки. Определите способ связи ОЧП.
Ледоход А знаете ли вы, как ледополье на реке настаёт? С поля с лужков начинается оно. Заскрипят зашепчут заговорят ручейки в полях, всё сильнее и громче с каждым днём и всё ближе поползут потекут к реке. И вот доползут они возьмутся заливать реку встанут ледовистыми озерками, и тогда речной лёд начнёт вздуваться волдырять, словно земное дыхание поднимет его кверху. И вдруг в ночь какую треснет поломается загремит заскрипит заплачет – и пойдёт, и пойдёт, и пойдёт ломить вниз.
Ледоход А знаете ли вы, как ледополье на реке настаёт? С поля, с лужков начинается оно. Заскрипят, зашепчут, заговорят ручейки в полях, всё сильнее и громче с каждым днём и всё ближе поползут, потекут к реке. И вот доползут они, возьмутся заливать реку, встанут ледовистыми озерками, и тогда речной лёд начнёт вздуваться, волдырять, словно земное дыхание поднимет его кверху. И вдруг в ночь какую треснет, поломается, загремит, заскрипит, заплачет – и пойдёт, и пойдёт, и пойдёт ломить вниз.
1. Расскажите об экспрессивном использовании однородных членов в данном художественном тексте. Охарактеризуйте интонационные особенности однородных членов, употреблённых в художественном описании. 2. Укажите лексические и синтаксические признаки разговорного стиля. Как проявляются их изобразительные возможности в данном тексте? 3. Чем объясняется большое число глаголов в тексте? Является ли эта особенность данного текста характерной чертой какого – либо стиля и типа речи? Выпишите глаголы с одинаковыми приставками. Объясните значение одинаковых морфем. 4. Выполните синтаксический разбор первого предложения. Какова его художественная функция? Объясните постановку тире в последнем предложении.
Употребление однородных членов в текстах различных стилей речи официально - деловой научный публицистический художественный Это язык законов и постановлений, поэтому ему свойственна особая полнота и точность перечисления однородных членов. Исчерпывающее перечисление признаков, действий, свойственных описываемому явлению. П еречисление как средство стройного, логического изложения материала, яркий источник речевой экспрессии; информативность, образность. Создание портрета; описание предметов; описание природы, окружающей обстановки; образа жизни человека, его вкусов, пристрастий...
Роль однородных членов предложения в тексте.
Выпишите средства выразительности из текста Г. Алексеева.
А.Д.Дейкина, Л.И.Журавлева, Т.М.Пахнова. Практикум по русскому языку. Пунктуация. М.М.Баронова. Русский язык: пунктуация, тестовые задания базового уровня сложности. Русский язык.8 класс/М.М.Разумовская, С.И.Львова.
Спасибо за внимание!