Сложносочинённые предложения (ССП) с разделительными союзами Составила учитель: Диденко И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сложносочиненные предложения Сложносочиненное предложение – это сложное предложение в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами.
Advertisements

Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные предложения» с применением компьютерных технологий (программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Выполнил: ученик 9-А класса Цвеловский Сергей.
Работу выполнила: учитель русского языка и литературы Фролова Татьяна Николаевна МОУ ООШ с.Тамбовка Фёдоровского района Саратовской области.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -это такие сложные предложения, в которых части соединены между собой интонацией и сочинительными союзами.
Сложные предложения СоюзныеБессоюзные Сложно- сочиненные Сложно- подчиненные Бессоюзные.
У, всё, получится, нас, сегодня.. У нас всё сегодня получится.
Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Бессоюзные сложные предложения Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. С соедини тельными союзами. С раздели тельными союзами. С противи тельными союзами.
С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. С о ю з ы – это служебные.
Сложносочиненное предложение и знаки препинания в нём.
Подул ветер и … Подул ветер, и … Подул ветер, когда… ПП ССП СПП.
Рефлексия 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я.
Синтаксис и пунктуация Обобщающий урок в 5 классе.
Какие бывают предложения. Мы уже знаем, что предложения могут быть простыми(одна основа) и сложными(несколько основ).
То сам себя не понимал я, То мир не понимал меня.
Урок русского языка в 7 классе Тема: Сочинительные союзы. Группы сочинительных союзов. МБОУ « Нижнегорская школа- гимназия»3 Учитель русского языка и литературы.
Хорошо говорить – значит хорошо думать вслух. Э.Ренан.
Знаешь ли ты СОЮЗЫ?. Выбери домашнее задание: «4» и «5» - упражнение 360 «4» и «5» - упражнение 360 «3» - упражнение 362 (1, 2 абзац) «3» - упражнение.
Транксрипт:

Сложносочинённые предложения (ССП) с разделительными союзами Составила учитель: Диденко И.В.

Сложносочинённое предложение (ССП) Это такое предложение, в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией Например: Солнце скрылось за горизонтом, и небо потемнело.

Сочинательные союзы среди- раздели- против- нательные тельные тельные (И,ДА(=И), (ТО..ТО, (А,НО, НИ..НИ, ИЛИ(ИЛЬ), ДА(=НО), ТОЖЕ, ТО ЛИ..ТО ЛИ, ОДНАКО, ТАКЖЕ) ЛИБО, ЗАТО) НЕ ТО..НЕ ТО)

Вспомним!!! Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга запятыми. Например: Не то тучи разойдутся, не то гроза нас всё-таки не обойдёт.

Найдите ССП с разделительным союзом: 1. Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (А.С.Пушкин) 2. Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (А.Куприн) 3. Эта гроза даром не пройдёт. Либо убьёт кого-нибудь, либо дом сгорит (А.Островский)

Разделительные союзы: ИЛИ ( ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ и др.

??? То ветер подует и тронет верхушки, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве, то за стеной часы пробьют четверть (А.П.Чехов) Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда (А.П.Чехов) Либо я всё устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову (А.П.Чехов)

В ССП этой группы указывается: -на чередование явлений или событий -на то, что возможно одно явление или событие из названных (взаимоисключение)

Определите, на что указывается в предложениях: 1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь (Л.Н.Толстой) 2. То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно (М.Ю.Лермонтов)

Внимание!!! ССП нужно отличать от простых осложнённых предложений!!!

Внимание! Определите, какое из предложений простое: 1. Залает пёс домовой, иль ветерок зашелестит в листах темнеющей дубравы, иль птица робко пролетит (Н.Языков) 2. То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит (Н.Некрасов) 3. В темноте были видны очертания не то человека, не то животного.

Найдите, в каком примере части ССП связывает разделительный союз (знаки препинания не проставлены): Солнце сияло море же было неспокойно. То мальчики начинали шуметь то девочки хныкали. Он или забавлял нас рассказами или играл с нами но мы были ко всему равнодушны. Внезапно старичок заговорил звук его голоса также удивил меня.

Закрепление материала Паду ли я, стрелой пронзённый, иль мимо пролетит она (А.С.Пушкин) В скользящей зыби пруда плавала не то утка, не то грачонок еле держался на распластанных крыльях (А.Н.Толстой)

Домашнее задание Подобрать примеры ССП с разделительными союзами из произведений художественной литературы.

Итоги урока Назовите разделительные союзы На что указывается в ССП с разделительными союзами

Рефлексия На листочках(они лежат у вас на партах) написаны начала предложений. Продолжите их, пожалуйста. Важно, чтобы вы отметили, что вы чувствуете сейчас, в данный момент, а также оценили данный урок. Образец: На уроке я работал……. Урок для меня показался….. Мое настроение сейчас….. Сегодня я узнал….. Я понял, что….. Я почувствовал, что….. Я научился…. Я попробую…. Меня удивило….. Было трудно….. Было интересно…..

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ