Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель Тихонова С.Г.
Семья древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы, конфликты.
И основные периоды развития семьи могут быть описаны через эволюцию функций ее членов, определяющих следующие стадии.
В основном она формируется на партнерских отношениях: укрепление взаимоотношений между супругами; создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих; развитие взаимопонимания на основе свободного проявления своих чувств; налаживание отношений с родителями и другими родственниками; беседы между супругами о браке и будущем семьи.
Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем Эта стадия делится на 2 функции:
Родительская функция: привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; подготовка к материнству и отцовству, привыкание к роли отца и матери; адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка;
создание в семье атмосферы, благоприятной для ребенка; забота о потребностях ребенка; распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком.
Функции ребенка: ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; появление привязанностей; овладение навыками простейшего социального взаимодействия; развитие координации движений рук и глаз; овладение словами, короткими фразами, речью.
Семья с ребенком дошкольного возраста Функции семьи и родителей: формирование интересов и потребностей ребенка; преодоление чувства раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд; поиск квартиры, соответствующей потребностям семьи; привыкание к возросшим в связи с рождением ребенка материальным затратам; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); выработка образа жизни семьи формирование семейных традиций, беседы родителей о воспитании детей.
Функции ребенка: привыкание к самостоятельности; выполнение родительских требований по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, гигиена половых органов); приспособление к запретам со стороны родителей; проявление интереса к товарищам по играм; стремление быть как мама или папа.
Семья школьника Функции семьи и родителей: воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям; поддержка увлечений ребенка; дальнейшее развитие взаимоотношений в семье; взаимодействие с родителями других школьников.
Функции ребенка: получение навыков, необходимых для школьного образования; стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; постепенный отход от родителей, осознание себя личностью, которую любят и уважают; включенность в группу сверстников, совместная с ними деятельность; знакомство с правилами поведения и моралью группы; расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четко излагать свои мысли;
Семья с ребенком старшего школьного возраста Функции семьи и родителей: передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи; определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, собственном примере взрослого мужчины, добропорядочного супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, женщины и матери); понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к личности.
Функции подростка: - положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; - прояснение для себя роли мужчины или женщины; ощущение принадлежности к своему поколению; достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; выбор профессии, стремление к материальной независимости; подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи; - постепенное формирование собственного мировоззрения.
Семья с взрослым ребенком, входящим в мир Функции родителей: отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях всегда получит помощь под родительским кровом; создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки; создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции молодых: осознание себя самостоятельным человеком, умеющим отвечать за свои поступки; создание прочных и в то же время гибких и отношений со своим будущим супругом (ой); положительное отношение к собственной сексуальности и ее удовлетворение в отношениях с партнером; создание собственной системы ценностей мировоззрения, своего уклада жизни; знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.
Семья среднего возраста «пустое гнездо» Партнерские функции: обновление супружеских отношений; приспособление к возрастным физиологическим изменениям; творческое использование свободного времени; укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; вхождение в роль бабушки (дедушки). Функции взрослого ребенка: заботливое, но независимое отношение к родителям; поддержка их в новой роли пожилых людей.
Постаревшая семья Функции пожилых родителей: формирование собственного отношения к смерти и одиночеству; изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; приспособление к жизни на пенсии; соотнесенность привязанностей с возрастными изменениями; подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно завершить свой жизненный путь.
Функции детей пожилых родителей: наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни проявлять заботу о престарелых родителях; помогать им, если это необходимо, материально и духовно; подготовиться к окончательному уходу родителей; подготовить своих детей к потере бабушки (дедушки).
Можно сделать вывод, что в различные периоды становления и развития семьи функции ее членов меняются. Изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Теперь трудно выделить, кто кого главнее и в семье. Изменяется сам тип зависимости в семье людей друг от друга. Социологи говорят о том, что мужские и женские роли сейчас тяготеют к симметрии, меняются представления о том, как должны вести себя муж и жена. Социолог В.Голофаст отмечает следующую тенденцию развития отношений в семье: от иерархической логики различий между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, к учету реального соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка. Автор утверждает, что относительная автономия каждого в семье, общее признание его права на личные интересы скрепляют семью.