М.А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»
Михаил Андреевич Осоргин Михаил Андреевич родился и вырос в Перми. В 1897 году Михаил Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. В 1902 году окончил его и начал заниматься адвокатской практикой. Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога» - литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Будучи студентом, регулярно посылает корреспонденции в «Пермские губернские ведомости», ведет там постоянную рубрику «Московские письма».
Какой прием используется автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Вещи живут своей, самостоятельной, независим от человека жизнью: «часы шагают, хворают, кашляют «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется», «раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»
Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжнойй-актерское»; чайник - «добродушный комик», «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость», у некоторых вещей «страсть к путешествиям». Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения: «демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка».
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот; «часы шагают»-реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д. Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора.
Найдите в рассказе другие художественные приемы, определите их роль.
Синтаксические приемы - риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается?»; многочисленные длинные ряды однородных членов, обращения к читателю; грамматические - употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь... смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии; интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения), употребление просторечных слов, имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжнойй-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг раз! и падает карандаш» и т. д.
В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенс- не, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости...»; «загулявшие стеклышки» и т. д.)
Пересказ текста Какова история карандаша? Какие путешествия совершает он, когда его ищут?
Пересказ текста Что же случилось с пенсне? Какая история с ним произошла?
Пересказ текста Каковы рассуждения автора в конце рассказа? Можно ли думать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Итог урока. Как сочетает в себе рассказ реальное и фантастическое? Все предметы, описанные Осоргиным реальны, реально и то, что некоторые из них исчезают и внезапно находятся в самых удивительных местах. Фантастично то, что предметы живут совершенно самостоятельной жизнью, обладают душой, характером настроением, тягой к путешествиям. Фантазия автора наделяет вещи человеческими качествами.
Домашнее задание – Придумать свою историю о каком-нибудь предмете. – Прочитать статью учебника «И.С. Шмелев» (с ), ответить на вопросы. – Прочитать рассказ И.С. Шмелева «Как я стал писателем», подготовить его пересказ.