Краткосрочный проект на тему « Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников » Ишбердиной Эльвиры Владиковн 6 ы, воспитателя МАДОУ д/с 72 Буратино» Златоуст 2014
Приоритетное направление в работе: поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.» Корней Чуковский
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К.Е.Тимирязев
Актуальность опыта работы. В условиях быстро меняющейся жизни современному человеку необходимо не только владение знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. С самого рождения ребёнок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
Ожидаемые результаты. В начале проведения опыта работы нами были выделены ожидаемые результаты: Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах. Обогатить предметно – развивающую среду в группе. Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
1 этап 1.1. Изучение теоретических аспектов проблемы Диагностика детей Определение цели, задач и ожидаемых результатов Подбор форм работы с детьми. 1.5 Тематическое планирование Обогащение предметно-развивающей среды. Этапы внедрения опыта:
2 этап – основной Реализация поставленных задач непосредственно образовательная деятельность самостоятельная деятельность детей совместная деятельность взрослого и детей, совместная деятельность ребенка со сверстниками
3 этап Оценка полученных результатов Итоговая диагностика Обобщение
Свойства воды
Опыты с песком
1 умение видеть и выделять проблему низкий уровень средний уровень высокий уровень н.г.к.г.н.г.к.г.н.г.к.г. 12 ч.0 ч 11 ч 3 ч 15 ч 46%0%42% 12%58%
2. Умение принимать и ставить цель низкий уровень средний уровень высокий уровень н.г.к.г.н.г.к.г.н.г.к.г. 14 ч.0 ч.12 ч 13 ч 0 ч 13 ч 54%0%46%50%0%50%
3. Умение решать проблемы низкий уровень средний уровень высокий уровень н.г.к.г.н.г.к.г.н.г.к.г. 10 ч. 0 ч.16 ч.9 ч.0 ч 17 ч 38%0%62%35%0%65%
4. Умение анализировать объект или явление низкий уровень средний уровень высокий уровень н.г.к.г.н.г.к.г.н.г.к.г. 14 ч. 0 ч.12 ч. 13 ч. 0 ч 13 ч 54 %0%46%50%0%50%
5. Умение выделять существенные признаки и связи низкий уровень средний уровень высокий уровень н.г.к.г.н.г.к.г.н.г.к.г. 8 ч. 0 ч.18 ч.8 ч. 0 ч 18 ч 31%0%69%31%0%69%
6. Умение сопоставлять различные факты низкий уровень средний уровень высокий уровень н.г.к.г.н.г.к.г.н.г.к.г. 11 ч. 0 ч.12 ч.10 ч. 3 ч 16 ч 42%0%46%38%12%62%
7. Умение выдвигать гипотезы, предположения низкий уровень средний уровень высокий уровень н.г.к.г.н.г.к.г.н.г.к.г. 20 ч. 1 ч.5 ч.18 ч. 1 ч 7 ч 77%4%19%69%4%27%
8. Умение делать выводы низкий уровень средний уровень высокий уровень н.г.к.г.н.г.к.г.н.г.к.г. 6 ч. 0 ч.18 ч.6 ч. 2 ч 20 ч 23 %0%69 %23%8%77%
низкий уровень средний уровень высокий уровень н.г.к.г.н.г.к.г.н.г.к.г. 46%4%45 %42%5%57% Таблица сводных данных
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю!