МБДОУ ПГО «Детский сад 36» Полевской, 2014 Воспитатель: Ботанина Лариса Николаевна
Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям. Т.Харрис
Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей Представляет единство трёх компонентов: 1. Отношение к ребёнку 2. Представления о ребёнке и способы воздействия (контроль, наказание, предъявление требований и т.д.) 3. Характер обращения с ребёнком
Цель воспитания родителей - формирование «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция педагогической позиции, позволяющая понимать своего ребёнка, правильно организовывать общение с ним и совместную деятельность
Проблемы Педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм взаимодействия детского сада с семьей не дошкольное учреждение, а именно они выступают социальными заказчиками Отсутствие у родителей «педагогической рефлексии - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами Педагог выступает в роли информатора семьи о жизни ребенка в детском саду, и зачастую относится к родителям, как к объектам воспитания.
Педагогическая компетентность – это способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребёнка Педагогическая рефлексия – это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации
Этапы Информационный - сбор информации о семьях воспитанников: анкетирование, наблюдение, посещение семьи на дому Аналитический - выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана Содержательный - анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год
Организация взаимодействия начинается с изучения Состава семьи Микроклимата семьи Особенностей детей и родителей Жилищно-бытовых условий Материального обеспечения Возрастные особенности Образованности и профессии
Типы семей Благополучные Неблагополучные «Группы риска»
Неблагополучные семьи Нравственно- неблагополучные Педагогически- некомпетентные 1. Потребительская ориентация 2. Эгоистическая направленность 3. Пассивная социальная позиция 1. Попустительство 2. Гиперопека 3. Непоследовательность и противоречивость 4. Авторитарность 5. Гиперсоциальность 6. Недостаточная отзывчивость 7. Инверсия родительских ролей
Традиционные формы работы с родителями Тематические родительские собрания: (« Играем пальчиками, развиваем ум», «Речевая готовность ребенка к школе». )
Круглые столы, практикумы- семинары
Сайт дошкольного учреждения
Издательская деятельность Статья «Так давайте же все дружить» в газете «Диалог» Полевского издательства. ( – в д/с проходил «Фестиваль народных игр»)
Нетрадиционные формы работы с родителями
Конкурсы: «Елочка красавица всем нам очень нравиться», «Пасха красная», «Покормите птиц», «Мойдодыр», «Куклы в национальных костюмах» и т.д. Фестивали: «Фестиваль народных игр», «Бажовский фестиваль»
Этапы работы Моделирование взаимоотношений Установление доброжелательных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество Формирование у родителей более полного образа своего ребёнка и правильного его воспитания посредством сообщения им знаний о ребёнке Ознакомление с проблемами семьи Совместное исследование в вопросах формирования и развития личности ребёнка
Формы работы Участие в планировании работы группы, ДОУ Участие в жизни ДОУ Совместное творчество Праздники Организация встреч
Методы Активные Интерактивные Активность – способность действовать (словарь С,И,Ожегова) Интерактивность – способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер) или с кем либо (с человеком)
Интерактивные методы Метод свободного выбора (беседа, выбор действия или способа общения, свобода творчества) Методы направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) Метод активной позиции (родители в роли знатоков, обсуждение в группах, дискуссиях)
Функции взаимодействия образовательного учреждения с семьёй 1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого ДОУ 2.Психолого-педагогическое просвещение родителей 3. Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность 4. Помощь в воспитании в отдельных семьях 5. Взаимодействие с общественными организациями родителей
Принципы результативности Доверительные отношения Личная заинтересованность Подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия Утверждение самоценности родителей Эмансипация родителей – освобождение от прежних взглядов
Около 80% наших высказываний, обращенных к сыну или дочери, - это указания и запреты P.S. Дисциплинарные меры обычно не делают детей дисциплинированными