Казенное общеобразовательное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югра «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Радужный 2014 Выполнила: Компаниец Н.М. учитель трудового обучения
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Предполагают не только сохранение, но и формирование, укрепление здоровья учеников, воспитание у них культуры здоровья, охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье и о здоровье своих учащихся. Реализуются на основе личностно- ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно – развивающей ситуации, они относятся к тем факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, развивать способности «особого ребенка»: его ум, нравственные и эстетические чувства, потребность в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, творчеством.
условия обучения «особого» ребенка в школе; рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый и рационально организованный двигательный режим. условия обучения «особого» ребенка в школе; рациональная организация учебного процесса; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый и рационально организованный двигательный режим. - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Поза во время учебного процесса Вербальный принцип построения учебного процесса. Обедненные природные стимулы учебной среды Несовершенные методики преподавания Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Признаки усталости ученика: встряхивание руками, потягивание, зевота, закрывание глаз, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, не восприятие вопроса, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, частая смена позы.
Гигиенические условия в кабинете: Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин Температура, свежесть воздуха, озеленение.
Рациональность освещения доски и класса.
3. Наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д. 4. Чистота и уют в классе; 5. Личная гигиена (мытье рук и внешний вид); 6. Парты и стулья по росту учащихся; 7. Правильная осанка (положение корпуса, рук, ног); 8. Организация питьевого режима; 9. Обеспечение учащихся спецодеждой.
Виды деятельности, используемые учителем на уроках обслуживающего труда Опрос учащихся, ответы на вопросы, Письмо, Рассказ, чтение, слушание, Показ материалов с применением ИКТ, Рассматривание наглядных пособий, Практическая работа.
Продолжительность учебной нагрузки и плотность урока. Чередование различных видов заданий: статических и динамических; словесных; наглядных; аудиовизуальных, самостоятельной работы и др.). Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям в 9-х классах минут
Демонстрационный материал и пособия (операционные карты, Предметные карты, индивидуальные карточки – задания должны быть читаемыми, яркими, чтобы было интересно читать и рассматривать.
Степень естественности позы школьников на уроке служит хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровье разрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы
Схема «Требования и нормы к урокам»: Техника безопасности.
3. Психологический микроклимат на уроке, наличие на уроке эмоциональных разрядок (шуток, загадок и тд.)
4. Физкультминутки и физпаузы. Норма – на минуте урока в течении 1 минуты проводить физпаузу из легких упражнений 3-4 повторения, а также важно, чтобы было сопровождение спокойной музыкой (эмоциональный климат) и наличие у школьника желания выполнять упражнения. Я даю упражнения на: снятие общего утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; дыхательная гимнастика.
Тема: Закаливание организма, его значение в укреплении здоровья и физическом состоянии школьников Тема: Рацион и режим питание школьников Тема : Гигиенические требования к жилому помещению Воспитание у учащихся культуры здоровья. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом. жизни.
Выполнение практических заданий способствует укреплению здоровья. При физической нагрузке включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.
Провожу час труда на свежем воздухе. Ребята с удовольствием работают на пришкольном участке.
Отсутствие усталости у детей и учителя; Положительный эмоциональный настрой; Удовлетворение от сделанной работы; Желание продолжать работу. Здоровье до того перевешивает все остальные блага в жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. А. Шопенгауэр Здоровье до того перевешивает все остальные блага в жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля. А. Шопенгауэр
// Н.К.Смирнов. Здоровьеобразовательные образовательные технологии и психология здоровья в школе. Издательство «Аркти», 2006., стр Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно - развивающего обучения// «Начальная школа», 2006, 8, с.105. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа , с Львова И.М. Физминутки// «Начальная школа», с.86. Бутова С.В. Оздоровительные упражнения на уроках// «Начальная школа», 2006, 8.с.98. Дронов А.А. Профилактика нарушения осанки и укрепления мышечного корсета// «Начальная школа», 2006,3.с.53.