ОРГАНИЗАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Заболевания органов зрения: АМБЛИОПИЯ - понижение зрения без видимой анатомической или рефракционной основы. АСТИГМАТИЗМ - сочетание в одном глазу различных видов аметропии или различных степеней одного вида аметропии. БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) - вид аметропии, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются впереди сетчатки. ГЛАУКОМА - хроническое заболевание глаз с постоянным или периодическим повышением внутриглазного давления, атрофией зрительного нерва (глаукоматозная экскавация) и изменениями поля зрения. Различают глаукому первичную, вторичную и врожденную. ДАЛЬНОЗОРКОСТЬ(гиперметропия) - вид аметропии, при котором параллельные лучи, идущие от расположенных вдали предметов, соединяются позади сетчатки. Дальнозоркость Слабой степени (до 3 дптр) является нормальной рефракцией. Дальнозоркость средней (3,5-6 дптр) и высокой (более 6 дптр) степени следует рассматривать как следствие задержки роста глазного яблока, причина которой еще недостаточно ясна. КОСОГЛАЗИЕ - отклонение зрительной оси одного из глаз от общей точки фиксации. Различают паралитическое косоглазие, вызванное поражением нервов, иннервирующих мышцы глаза, и содружественное косоглазие, причинами которого могут быть заболевания ЦНС, общие инфекции и интоксикации, психические травмы, аметропии, резкое понижение зрения или слепота на один глаз. В результате действия указанных факторов поражаются различные отделы и сенсорно-двигательные связи зрительного анализатора, от которых зависит бинокулярное зрение, что приводит к его расстройству или препятствует его формированию. ОТСЛОЙКА СЕТЧАТКИ. Различают первичную и вторичную отслойку сетчатки, которая развивается в результате травм, воспалительных процессов, опухолей глаза. ЯЧМЕНЬ - острое ограниченное гнойное воспаление края века.
Организационно-методические особенности в работе с детьми с нарушением зрения в : 1. Коррекционных подвижных играх 2. Плавании 3. Оздоровительной аэробики
Коррекционные подвижные игры Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов, вожатых и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку, а какие нет. Вожатым и педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.
Плавание - это одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств в работе с детьми с нарушением зрения. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двигательных действий, снимается нагрузка с позвоночника, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, скованность движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность. Кроме того, в процессе плавания воспитываются: дисциплинированность, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Таким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми с нарушением зрения.
Оздоровительная аэробика Оздоровительная аэробика делится на гимнастику для детей дошкольного и подросткового возраста. Для слепых и слабовидящих детей необходим особый подход к этим занятиям с учетом особенностей физического развития, моторики и психики учащихся. Аэробика со слабовидящими детьми должна носить игровой характер, приносить им радость, чтобы у них возникало желание совершенствовать своё тело. Они сочетают в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественного развития. Для разнообразия занятия могут проходить как в помещениях, так и на воздухе. Музыка обязательно должна звучать на них. Основное требование это ритмичность и эмоциональность.
Укрепление общего физического состояния и здоровья, а главное - привитие навыков постоянных занятий физической культурой в будущем будет, способствовать и сохранению и улучшению зрительной функции. Организационно-методические особенности плавания, коррекционных подвижных игр и аэробики в работе с детьми данной незоологической группы благотворно влияют на весь организм в целом, а особенно на развитие и поддержание двигательных и координационных способностей.