ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Образ Богородицы в русском искусстве занимает особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва. Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии. Икона «Покров Богородицы» 15 в. Псков.
Православная иконография Богоматери. Иконография-совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения. В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования. Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божией Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Основные типы икон Богоматери: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление» и «Акафистный».
Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: уже в живописи катакомб мы находим сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) Первые иконы Богоматери появляются, по всей видимости, после Эфесского собора 431 года. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей т.к. через рождение Иисуса от Св. Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения. Одним из ранних и наиболее распространенных в восточно христианском искусстве был иконографический тип Богоматери на троне - Царицы Небесной. Икона «Богоматерь со святыми мучениками» 6 в. Синай.
Типы икон Богоматери. Тип иконы «Оранта» ( от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование «Знамение». Знамение это образ Благовещения предзнаменование Рождества.
Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой держит свиток, реже книгу. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост. Центром композиции является Христос, обращённый к зрителю, Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. Основной смысл этого образа явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному младенцу. Тип иконы «Одигитрия» К типу «Одигитрия» относятся такие, особо чтимые иконы, как Смоленская икона Божией матери, Тихвинская, Иверская, Казанская.
Елеу́са (греч. милующая сострадающая), Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона символизирует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. К типу «Умиление» относятся иконы Владимирской Божией Матери, Донской, ярославской и других. Тип иконы «Умиление»
До сих пор православные люди считают, что иконы стоят на страже нашей земли. «Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы, - пишет и иеромонах Филадельф, - Иверская икона – южные. Смоленская ограждают Землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая Российские Земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Божией Матери Владимирской, написанной евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало святое семейство».