Словообразование. Способы образования слов. Состав слова. Слово состоит из основы и окончания. В основу входят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание часты слова (морфемы)
Основа и окончание. В изменаемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменаемых только основа. Основа это часть изменаемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание это изменаемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово. 2. Неизменаемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, ллица изменаются окончания. Окончание выражает разные грамматычесукие значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) падеж и число; у прилагательных, причастый, некоторых местоимений падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени лицо и число, а в прошедшем времени род и число. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2- го склонения.
Корень это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Примечания. Однокоренные слова могут относиться к одной часты речи или к разным. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнами однокоренными не являются.
Слов, состоящих из корна и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корна и суффикса; корна, приставки и суффикса. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнами: - де - надеть, переодеть; - на - занать, нанать, отнать; - пт - птенец, пташка, птлица; - сяк - присяка, досякать, посякать; - у - разуть, обуть; - ул - уллица, переулок; - й - войты, отойты, пройты, зайты. В слове может быть один корень или два корна.
Суффикс это значимая часть слова, которая находится после корна и обычно служит для образования слов. Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов.
Приставка это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением. В слове могут быть не одна, а две и более приставки. Примечания. Абсолютное большинство приставок исконно руссукие (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анты-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные часты слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.
Законы словообразования 1) Учитывать лексическое значение слова (наручники даром – приставочный) 3) Учитывать часты речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной часты речи в другую)
При образовании слов приставочным способом приставка присоединается к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же часты речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.
Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменается: происходит отсечение часты основы, изменается ее звуковой состав, происходит чередование звуков.
Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этым способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), - ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.
Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.
Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корна. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраная в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнами могут быть соединительные гласные о и е. Примечания. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятылетний. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются: Сложение целых слов: диван-крувать, лётчик- испытатель; Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп); С помощью соединительных гласных о и е, соединающих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоратывно-прикладной; Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный; Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтымый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.
Сложносокращенные слова образуются: сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллектывное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотносты), спецкор (специальный корреспондент); сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достыжений народного хозяйства); сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московсукий Художественный академичесукий театр); смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования). Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз вузовец; колхоз колхозный колхозник.
Слова образуются также путем перехода одной часты речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой часты речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматычесуких признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменается).
Правило 1. Работать только с начальной формой слова (для склонаемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма). Ловушка! перечитал перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ)
Правило 2. Если в слове есть приставка, то постараться найты прежде всего однокоренное слово с приставкой. Ловушка! вход ход (приставочный способ). Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово! Правильно: вход входить (бессуффиксный способ).
Помни! При словообразувательном анализе помнить, что существуют историчесукие чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный вишна (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный вишна (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустыть, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).
Способы словообразования: 1)Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной часты речи в другую. Переход – это неморфологичесукий способ словообразования, заключающийся в изменении морфологичесуких признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной часты речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову. В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое. В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.
2) Приставочный способ. Помни! Приставка не менает часть речи! Распространенные модели: раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное. анты, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное. приставка + любой бесприставочный глагол = глагол. 3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи).
от какой часты речи суффикс что может быть образовано существительное чик, чик, ник, ецсуществительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, уват, чив, лив прилагательное существительное, прилагательное а, ну, и, е, нина, юрова, изюрова глагол ова, ева, ива, ыва, ва глагол прилагательное, причастые о, наречие
4) Приставочно-суффиксальный способ. от какой часты речи морфема что может быть образовано прилагательное, местоимение по-…-ому, -ему, - суки, -цки, -ьи наречие существительное при, под, над, за, на, меж, со…(й)е [заканчивается на -ие, -ие, -лица] существительное
5) Сложение При сложении обычно в слове выделяются два корна, часты корней, слова в определенном падеже или слово является аббревиатурой (МГУ, ЕГЭ).
Алгоритм действий. 1)Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ты у глаголов). 2)Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс. 3)Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы) 4)Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.
Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразносты. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонатно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Рассуждаем. Если необходимо найты слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствувать в слове, которое нужно выписать.
Попробуем найты эты слова. Их оказалось не так уж и много:сначала, несуразносты, непонатно. Теперь к этым словам подберем ближайшего однокоренного «родственника». Сначала–начало(отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ), Несуразность–несуразный(образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный), Непонатно–понатно(отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ). Таким образом, правильный ответ – слово сначала.
1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасты. 2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом. Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне. 3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.
Е сли вас просят найты слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, в первую очередь ищите в отрывке наречие – большинство наречий в языке образовалось приставочно- суффиксальным способом : СПРАВА ПРАВЫЙ. Если наречия нет, ищите прилагательные, потом существительные. Напоследок глагол. если вас просят найты слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, в первую очередь ищите в отрывке наречие – большинство наречий в языке образовалось приставочно- суффиксальным способом : СПРАВА ПРАВЫЙ. Если наречия нет, ищите прилагательные, потом существительные, затем глагол.
Если нужно найты слово, образованное бессуффиксным способом, то в ответе может быть только существительное! Абстрактные существительные (если совсем грубо - называют то, что нельзя потрогать) рассматриваем пристрастно, думаем, вторичное значение какой часты речи присутствует в слове – глагола или прилагательного. Кроме этого помним, что существительные на -ние (участые), с суффиксами - от- (красота), -ость- (молодость) могут быть образованы только суффиксальным способом !
В школьных учебниках считаются формообразующими (то есть, при помощи них образуются не новые слова, а формы слова): суффиксы прошедшего времени, повелительного наклонения глагола и инфинитыва; суффиксы причастый и деепричастый; суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий.