Повторим изученый материал о причастии Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В.Ломоносов
Цели урока: образовательные: обобщить и систематизировать знания о причастии как части речи; уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связаные с написанием причастий; выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; развивающие: уметь формулировать цель деятельности; планировать последовательность действий; строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами; воспитывающие: воспитание интереса к предмету.
Тест 1. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? А) признаки существительного; Б) признаки прилагательного; В) признаки глагола; Г) признаки наречия. 2. Что обозначает причастие как особая форма глагола? А) признак предмета; Б) признак действия; В) признак признака; Г) признак предмета по действию. 3. Какое утверждение является правильным? А) причастие изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую форму, согласуется с существительным и выполняет роль определений или сказуемых; Б) причастие изменяется по лицам и числам, выполняет роль сказуемого, сочетаясь с подлежащим как глагол.
Выборочное письмо Выпишите только причастия. Обозначьте суффиксы причастий. 1.Ж..желтый тюльпан, желтые..чая рож(?), желтоватый мяч(?). 2. Лет..щий мяч, летучий газ. 3. Дежурный класс, дижур..щий полицейский, дижури…ий охраник. 4. Красная ягода, красне..чая ягода, красноватая ягода. 5. Стекля(н,н)ый графин, разбитая ваза. Правильные ответы: 1- б, в; 2 - г; 3- а.
Суффиксы причастий: -ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-); -ем-(-ом-),-им-.; -в-,-ш-,-ен-(-ён-),-н-,-т-,-ш-.
Код ответов: д, с, с, д, с, с, с, д, д, д. Морфологический разбор причастия Разбитый стакан. Синтаксический разбор предложения Верхушки деревьев, колеблемые утреним ветерком, приветствовали нарождавшийся день Причастный оборот Расставить пропущеные знаки препинания, подчеркнуть причастные обороты как члены предложения. 1. К реке сбегает тропинка едва видимая во тьме. 2. Серебрится луна слабо озаряемая луной. 3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром. 4. Разгорался раздуваемый ветром костер. 5. Трава пригибаемая ветром ложилась на землю.
Работа по тексту (1)Антон восторжеными глазами оглядел отцовскую каюту. (2)Маленькая комнатка, уставленая лишь необходимой мебелью, была очень уютна. (3) Здесь все было необыкновеным. (4)Над койкой, застеленой шерстяным одеялом, висела писаная маслом картина, изображавшая ветряную мельницу под соломеной крышей, пестреющий цветами луг. (5) Не обычные, а специально прикрепленые к стен полки вмещали множество интересных вещей. (6) На одной из них стоял письменый прибор, возле него лежала стопка книг в кожаных переплетах. (7) Среди них мальчик увидел книги, посвященые морю, истории кораблей. (8)Одна из них привлекла его внимание. (9) На ее обложке была нарисована бегучая по волнам шхуна. 1. Из предложения 4 выписать причастные обороты. 2. Выписать действительное причастие. 3. Выписать страдательное причастие.
Не с причастиями слитно 1. Без НЕ не употребляется: ненавидимый негодующий 2. С полными причастиями без зависимых слов и противопоставления: непрочитаная книга 3. Со словами совершено, очень, крайне, чрезвычайно, совсем: совсем непродуманое решение раздельно 1. С краткими причастиями: работа не закончена 2. С полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления: не прочитаная мною книга не прочитаная, а лишь просмотреная книга 3. С усиливающими отрицание мест., нареч.: ничем не оправданый поступок
Не с причастиями Запишите номера словосочетаний, где НЕ пишется I вариант – слитно 1. Вовсе (не) избалованый ребёнок 2. Окно (не) завешено шторой 3. (Не) лишёный юмора 4. (Не) помогающий никому 5. (Не) зависимый кандидат 6. (Не) неустрашимый боец 7. Никогда (не) хвастающийся II вариант - раздельно 1. (Не) появившийся в газете 2. (Не) ограниченые возможности 3. Свобода (не) провозглашена 4. Ничем (не) обладающий 5. (Не) слушающий ученик 6. Очень (не) учтивый 7. (Не)навидящий взгляд
ПРИЧАСТИЕ Причастие – это форма , которая совмещает в себе признаки (время, вид) и признаки (изменяется по родам, числам и падежам). Причастия образуются от с помощью специальных суффиксов: Причастия в предложении обычно бывают и отвечают на вопросы: При них часто находятся зависимые слова и образуют , который может находиться как перед определяемым , так и после него. Если причастный оборот стоит перед , то он запятой, если же он стоит после слова, то он всегда выделяется запятыми. Причастия могут быть страдательными и
Рефлексия: незаконченое предложение: Сегодня на уроке я... Самым полезным интересным для меня было... Я встретился с трудностью при.. У меня хорошо получилось... Скажи комплимент самому себе … хорошо усвоил отлично усвоил и могу применить на практике усвоил хорошо, но есть вопросы многое непонятно
Задание на дом Составить автобиографию причастия Автобиография причастия Я,причастие______________________обозначаю_______________________________, происхожу из семьи частей речи: ________________________ и _____________. Мой отец, глагол, оставил мне в наследство свои признаки: ___________________________________________. Я – причастие _________________ времени, ________________________ вида, __________________. Мать, прилагательное, подарила мне вопрос ______________, свою синтаксическую роль ___________________, научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме __________________рода,________________________падежа, _______________________ числа. В предложении предложении выполняю роль _____________________.