ФГОС дошкольного образования: содержание, проблемы, риски Чиндилова Ольга Васильевна – доктор пед. наук, профессор кафедры НДО АПКиППРО, Заслуженный учитель России
Нормативная база дошкольного образования ФЗ. «Об образовании в РФ» Сан ПиН Отмена Типового положения ФГОС Изменение нормативной базы
Logo Статья 10. Структура системы образования 4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование. Из нового ФЗ «Об образовании в РФ»
Logo Статья 12. Статья 12. Образовательные программы 6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Из нового ФЗ «Об образовании в РФ»
Logo "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Сан ПиН ", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от (Сан ПиН ). Сан ПиН 2013
Logo В значительной мере упрощены требования к режиму занятий в ДОО. Теперь они фактически сведены к допустимой продолжительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности и максимально допустимому объему образовательной нагрузки в течение дня для детей разного возраста. Сан ПиН 2013
Logo ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 26 сентября 2013 г., регистрационный ПРИКАЗ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. 1014
Logo 13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. 13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь обще развивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Группы могут иметь обще развивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. ПРИКАЗ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. 1014
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС
Образовательные области: коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Обязательная часть (60 %) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях Часть, формируемая участниками образовательных отношений (40 %) составляют выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные программы, методики, формы организации образовательной работы Аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста: предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
РЕЗУЛЬТАТ - создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников; обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников; способствует профессиональному развитию педагогических работников; создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает его открытость и мотивирующий характер. психолого- педагогические условия кадровые условия материально- технические условия финансовые условия развивающая предметно- пространственная среда
Два этапа оценки качества образования в ДОУ: Самоанализ Работа экспертной комиссии
Инструмент Показатели и индикаторы оценки деятельности педагогов по созданию психолого-педагогических условий развития детей Анкеты родительской удовлетворенности Анкеты для педагогов
Позволяют проанализировать ситуацию в детском саду Позволяют осознать собственные приоритеты Позволяют сопоставить их с приоритетами семьи и коллег
Условия в рамках оценки качества Психолого-педагогические условия; Кадровое обеспечение; Предметно-пространственная среда; Управление ДОО; Вовлечение семьи
Logo Ожидания родителей и ожидания педагогов начальной школы серьёзно противоречили экспертным ожиданиям. Иными словами, педагоги начальной школы и родители всячески отстаивали идею раннего обучения дошкольников всему и вся, но эта идея не нашла поддержки. ФГОС дошкольного образования
Logo Ожидания родителей: -в содержание ОП включить английский язык, спорт, музыку; -развитие способностей ребёнка в какой-либо области (50 %) -никаких ожиданий (20 %); -сохранение и укрепление здоровья (10 %). ФГОС дошкольного образования
Logo Ожидания педагогов ДОУ: -безопасность, толерантность со стороны родителей; -снижение бумага потока; -доступность программ; -пошаговость в их реализации (возможность свободного творчества); -не обязывать учить читать и писать, главное – развитие у детей памяти, мышления, воображения; -ПК («хотим знать новое»). ФГОС дошкольного образования
Поиск «места» дошкольного образования во всей системе образования(отношения со школой) Какой «готовности» школа вправе требовать от ребенка? Каковы задачи дошкольного возраста? Каковы особенности обучения в дошкольном возрасте? Каково содержание (результаты) образования в дошкольном возрасте? 1. Стандарт говорит, что главное не подготовка к школе, а научить ребенка учиться (двойной стандарт не нужен). 2. Ребенок в центре системы. Необходимо так выстроить педагогический процесс, чтоб был виден результат. Следовательно не ребенок должен быть готов к школе, а школа к ребенку. Такова основная мысль стандартов. 3. П.4.6. Целевые ориентиры дошкольного образования на этапах начала дошкольного возраста и завершения дошкольного образования. 4. П.4.8. Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Logo В стандарте доминирует идея о развитии творческих способностей детей (через лепку, аппликацию, рисование, слушание художественных произведений и т.п.), обучение будет минимизировано (никаких математик, обучения чтению и письму и проч.). Второй акцент стандарта – на социализацию, воспитание детей. ФГОС дошкольного образования
Logo Сквозная идея стандарта: Школа должна быть готова к любому ребёнку!!! Никаких тестирований и аттестаций детей в ДОУ. Результат определять не по готовностям детей, а по образовательному процессу ФГОС дошкольного образования
Logo Определены критерии готовности сада к ФГОС: Разработана ОП. Разработана ОП. Определён перечень используемых пособий. Определён перечень используемых пособий. Разработаны локальные акты., в том числе - по зарплате. Разработаны локальные акты., в том числе - по зарплате. Определена модель организации образовательного процесса. Определена модель организации образовательного процесса. Все прошли ПК Все прошли ПК Создана нормативная база Создана нормативная база Кадровое, мат-техн. обеспечение Кадровое, мат-техн. обеспечение ФГОС дошкольного образования (проект)