Научное исследование санитарно- гигиенической культуры детей начальной школы и знаний микробиологии Исполнитель: Ермакова Анна Александровна, ученица 3 А класса, школы 72 Руководитель: Ситникова Елена Николаевна, учитель начальных классов высшей категории, завуч начальной школы Консультант: Ермакова Людмила Викторовна, методист кафедры журналистики ПГНИУ
Актуальность исследования: С самого раннего детства нас учат взрослые: «Мойте руки, чтобы убить микробы!». А по телевизору часто слышу слова «полезные бактерии», «вредные бактерии». И мне стало интересно узнать: насколько важно для нас соблюдать гигиену, какие бактерии являются полезными и вредными, что об этом знают мои одноклассники.
Цель исследования: исследование санитарно-гигиенической культуры детей начальной школы, качественных и количественных характеристик знаний по микробиологии. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования; 2. С помощью анкетирования сделать срез знаний учащихся по теме исследования; 3. Сформулировать выводы и рекомендации по повышению санитарно-гигиенической культуры детей начальной школы и знаний микробиологии.
Гипотеза исследования Мы предполагаем, что навыки санитарно- гигиенической культуры детей начальной школы сформированы в недостаточной степени и не имеют базового подкрепления и обоснования на уровне хотя бы частичного знания микробиологии. Используемые методы: научные (методы анализа и синтеза), статистический анализ (анкетирование, свод-анализ), методы математической статистики (анализ средних значений, процентное соотношение выборки).
Теоретический анализ позволил сделать следующие выводы: Изучением микробов занимается микробиология – одна из областей медицинских знаний. Именно благодаря ее достижениям мы сегодня гораздо меньше болеем, чем наши предки! В желудочно-кишечном тракте человека обитает более 400 видов различных микроорганизмов. Они попадают туда сразу после рождения своего хозяина и начинают активно размножаться. У здорового человека в организме бактерии живут и при этом человек чувствует себя комфортно. Значит, они нам нужны. В организме человека содержится очень много полезных и вредных бактерий. Вредных бактерий всегда меньше. Если организм человека здоров, то вредные микробы, попавшие в него, сразу же уничтожаются полезными микробами. Вредные бактерии могут стать активными при благоприятных условиях, и человек заболеет. Это происходит, когда организм слабеет, например, в зимнее время от недостатка витаминов и разных питательных веществ, закаливания. Микробы часто передаются через предметы общего пользования – телефоны, ручки двери, мобильные телефоны, клавиатуры компьютера, ручки крана и другие предметы. Но самый большой центр транспортировки микробов – руки. Именно поэтому так важно придерживаться санитарно-гигиенической культуры.
В результате опроса выявлено:
Свод-анализ показал: 22 мыть руки 14 есть здоровую пищу 12 заниматься спортом 7 чистить зубы 5 соблюдать гигиену 4 делать зарядку 3 мыться 2 есть фрукты и овощи 2 закаляться 2 пить фильтрованную воду 2 пить таблетки и молоко 1 бороться с микробами 1 засыпать вовремя 1 пить витамины 1 дышать чистым воздухом 1 когда болеешь, пить больше жидкости 1 вести правильный образ жизни 1 делать профилактику 1 защищаться от вредных микробов 1 есть чеснок 1 кварцевать воздух 1 есть молочные продукты 1 не есть снег 1 правильно лечиться 1 проводить больше времени на улице
В результате опроса выявлено:
Наша гипотеза о том, что навыки санитарно- гигиенической культуры детей начальной школы сформированы в недостаточной степени и не имеют базового подкрепления и обоснования на уровне хотя бы частичного знания микробиологии подтвердилась полностью. Рекомендации: сформировать программу дополнительного образования для детей начальной школы, направленную на повышение санитарно- гигиенической культуры и получение базового уровня знаний по микробиологии. В результате исследования можно сделать выводы:
Спасибо за внимание