Роль аналитических и информационных агентств в формировании рынка недвижимости Роль аналитических и информационных агентств в формировании рынка недвижимости Крапин Александр, генеральный директор Аналитического агентства RWAY
Рынок недвижимости как сложная социальная система состоит из следующих подсистем: управляющая подсистема, производственная подсистема, подсистема оказания услуг. В состав этих подсистем входят профессиональные участники рынка. Иные участники рынка пользуются результатами работ и услуг профессиональных участников рынка при совершении сделок и проведении других операций на рынке.
Информационное обеспечение является важной составляющей любого рынка, поскольку позволяет принимать более корректные управляющие решения. Профессиональные участники рынка, предоставляющие информационное обеспечение, входят в состав подсистемы оказания услуг на рынке. На любом рынке существуют два основных типа профессиональных участников рынка, оказывающих информационное обеспечение: –специализирующиеся на рынке В2С, –специализирующиеся на рынке В2В.
Основной задачей работы специалистов по информационному обеспечению рынка В2С является стимулирование участников рынка для совершения ими сделок. В информационном пространстве рынка доминируют именно такие компании и агентства. В большей степени это характерно для рынка жилья и земельного рынка (особенно в сегменте небольших земельных участков). В существенно меньшей степени это характерно для рынка коммерческой недвижимости.
Основной задачей работы специалистов по информационному обеспечению рынка В2В является решение следующих основных задач: поиск общих закономерностей развития рынка недвижимости, обоснование конкретных инвестиционных решений. Компаний и агентств, оказывающих подобные услуги иным участникам рынка, немного. Большинство профессиональных участников рынка имеют в своем составе соответствующих специалистов, результаты работы которых внутри компании необходимы для принятия верных управляющих решений.
Для рынка недвижимости России по состоянию на конец 2010 г. по-прежнему характерно отсутствие: информационной «прозрачности» понятных и безопасных юридических схем заключения сделок, ряда важных «инструментов» рынка (например, налога на недвижимость, адекватной методики определения кадастровой стоимости и т.п.), стабильности «правил игры». Несмотря на то, что в 2009 г. российский рынок недвижимости стал «совершеннолетним» (рынок работает уже больше 18 лет), он является несбалансированным рынком.
Попытки бизнеса создать современные системы мониторинга рынка недвижимости предпринимались, но из-за «непрозрачности» рынка сводились к мониторингу цен предложений. Эти общедоступные данные в основном используются профессиональными участниками рынка на рынке В2С. За последние годы были зарегистрированы случаи, когда региональные власти пытались создать подобные общедоступные системы мониторинга цен, все они до сих пор были неудачными или малопригодными для использования. Отсутствие системы мониторинга рынка недвижимости тормозит развитие этого рынка, поскольку не позволяет его участникам принимать верные управленческие решения.
Основной причиной отсутствия до настоящего времени системы мониторинга рынка недвижимости являются особенности развития совокупности российских рынков недвижимости, которые практически все годы реформ находились под контролем сильных игроков субфедерального уровня. В настоящее время наиболее инвестиционно- привлекательные рынки недвижимости переходят под контроль сильных игроков федерального уровня. Для обеспечения их работы на этих рынках создание современной системы мониторинга рынка недвижимости представляется актуальной задачей.
Создание системы мониторинга рынка недвижимости впервые было законодательно предусмотрено Федеральным законом 167-ФЗ от г. Государству будет сложно создать подобную систему мониторинга рынка недвижимости, используя только специалистов профильных министерств и ведомств, поскольку эта система должна работать и для бизнеса. Опыт других стран показывает, что подобные работы необходимо проводить с использованием института государственно-частного партнерства, который позволяет учесть интересы как государства, так и бизнеса.
Система мониторинга рынка недвижимости рассматривается пока в качестве дополнительной системы исключительно для проведения кадастровой оценки для целей налогообложения – введения налога на недвижимость. Вместе с тем эта система могла бы стать национальной системой мониторинга цен и служить не только для нужд оценщиков недвижимости, но и для удовлетворения потребностей иных участников рынка (в первую очередь – профессиональных участников рынка). На первом этапе создания системы мониторинга рынка недвижимости необходимо определить основной состав его участников и основные принципы создания и работы такой системы.
В состав участников объединения по созданию системы мониторинга рынка недвижимости целесообразно включить ряд аналитических агентств, в первую очередь специализирующихся на оказании услуг на рынке В2В. Определив принципы создания подобной системы, необходимо создать государственно-частное партнерство для решения этой задачи с учетом интересов основных профессиональных участников рынка недвижимости. Финансирование первых этапов работ целесообразно осуществлять в основном из бюджетных средств, затем система должна существовать на принципах самофинансирования.
Благодарю за внимание! Вопросы? Контакты: Крапин Александр, генеральный директор Аналитического агентства RWAY Крапин Александр, генеральный директор Аналитического агентства RWAY +7 (495)