Культура майя
Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Историю культуры этого народа принято делить на три периода. Первый период ( с древности до 317 г.) время возникновения городов - государств, примитивного подсечного земледелия, Изготовления хлопчатобумажных тканей и др. Второй период ( ) древнее царство, или классический период, время роста городов ( Паленке, Чичен - Ица, Тулума ) и одновременно таинственного исхода из них населения в начале X в. Третий период (987-XVI в.) новое царство, или постклассический период, время прихода европейских конкистадоров, принятия новых законов, стилей в жизни и искусстве, смешения культур, братоубийственных войн и т. д.
До недавнего времени о культуре этого народа было известно очень мало. Названия городов, имена художников и жрецов были неразгаданной тайной. Только когда в руки исследователей попали рукописи « Чилам Балам », написанные латиницей на языке майя, они смогли почерпнуть мифологические, исторических и др. сведения.
К моменту прихода конкистадоров племена майя были расселены по огромной территории полуострова Юкатан, Кампече, Кинтана - Роо, части Табаско, западных регионов Сальвадора, Чьяпаса и многих других. Зародилась цивилизация в первые века нашей эры. Культура майя переживала свой расцвет в 7-8 веке нашей эры. Именно в это время были созданы самые значительные творения архитектуры, скульптуры, живописи майя.
Архитектура Майя «Храм надписей» в Паленке Обычные жилые дома часто возводились на платформах, имели прямоугольные очертания, каменные стены, островерхие, крытые соломой, двускатные крыши ; в центре дома сооружали очаг из камней. К типу церемониальных построек относились пирамиды, которые служили основанием храма, поднимая его как можно выше к небу ; чаще всего храмы располагались именно на вершинах пирамид. Они были квадратными в плане, имели тес - нос внутреннее пространство ( из - за толстых стен ), украшались надписями, орнаментом и выполняли роль святилищ. Архитектура получила наибольшее развитие в материальной культуре майя. жилые дома монументальные церемониальные сооружения Существовали два типа архитектурных сооружений.
Здания у майя строились через определенные промежутки времени 5, 20 и 50 лет. Археологические данные свидетельствуют, что майя каждые 52 года заново облицовывали свои пирамиды и каждые пять лет воздвигали стелы ( алтари ). В записях на алтарях сообщалось о каких - либо событиях. Подобного подчинения художественной культуры календарю и времени не существовало нигде в мире.
Скульптура и живопись Майя Основные темы изображений божества, правители, быт. Алтари и стелы украшались многофигурными композициями, сочетающими различные скульптурные жанры. Майя применяли все скульптурные жанры резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объем. В качестве материала использовались обсидиан, кремень, нефрит, раковины, кость и дерево. Майя умели делать также предметы культа из глины, покрывая их росписью. Многие скульптуры раскрашивались. Скульпторы уделяли большое внимание выражению лиц, деталям одежды. Скульптура и живопись гармонично дополняли архитектуру майя. Их образы представляют панораму жизни общества.
Скульптурная традиция индейцев майя отличается реализмом, яркостью и энергией. На стелах и в храмовых рельефах скульптурные изображения людей выполнены одновременно реалистично и искусственно неподвижно. Обязательным требованием к скульптурным фигурам являлся S- образный разворот : ступни ног и голова фигуры изображались в профиль, а торс и плечи анфас.
Художественная культура майя отличалась своеобразием и незаурядностью, поэтому она так интересна для современных исследователей.