МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР учитель начальных классов МБОУ СОШ 155 г. о. Самара Хоружева Ирина Александровна, первая квалификационная категория
Тема: «Современный подход к формированию навыка смыслового чтения» «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.» Гёте
«Грамотность определяет способность и готовность человека к активному усвоению знаний и их применению в каждодневной жизни.»
Национальная программа поддержки и развития чтения в России Цель разработки и реализации Национальной программы: Повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях; Рост читательской активности. Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально- значимой информации.
В основе лежит системно- деятельностный подход Б.Г. Ананьев Л. С. Выготский Л. В. Занков Д. Б. Эльконин В. В. Давыдов Классики педагогики Системный подход относится к особому уровню методологии науки – это уровень общенаучных принципов и форм исследования Деятельностный подход – вариант реализации системного на конкретно- научном уровне методологии. Деятельность – это система, нацеленная на результат.
Предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества (это возможно при условии овладения читательской культурой) Включает в метапредметные результаты «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» Основные умения смыслового чтения: Умение осмысливать цели чтения; Умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели; Умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; Умение определять основную и второстепенную информацию; Умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей; Умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации
А. А. Леонтьев : «… сегодняшняя школа учит в основном технике чтения, но оказалась неспособной учить собственно чтению, смысловому восприятию, адекватному пониманию содержательной стороны целостного текста.» Ф.И. учащегося Способ чтения Правильность чтения Темп чтения норма ( _____ сл/мин) По буквам По слогам По слогам и целыми словами Целыми словами Без ошибок Пропуск, замена, искажения Постановка ударения Ошибки в окончаниях слов Проверка техники чтения
Образовательные стандарты нового поколения заставляют по- новому взглянуть на определение значения слова «ЧТЕНИЕ». Чтение рассматривается как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Период обучения грамоте Техническая сторона чтения Смысловая сторона чтения Проверка понятийной стороны через алгоритм: вопрос учителя – ответ ученика Когда учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?
Проблема: ребенок правильно прочитал все слова в предложении, но не понял его смысла. Работа по решению проблемы: аэроплан аэробус аэросани аэростат аэропорт аэродром Летательный аппарат с корпусом, наполненным газом, который легче воздуха. (аэростат) из опыта работы урок обучения грамоте
Первичное прочтение Виды работ: Чтение с остановками ( прием «дерево предсказаний); Определение главной мысли текста, его жанра; Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел; Соотнесение рисунков порядку цепочки событий в произведении; Чтение с пометками непонятных слов; «Чтение - спринт» и т.д. Вторичное прочтение Виды работ: Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку; Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос; Восстановить деформированный текст, части текста; Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (на доске); Кроссворд (погружение в текст) и т.д. из опыта работы урок литературного чтения многократное обращение к тексту
Работа по решению проблемы: Шкала «Шаг за шагом» шаг 1 шаг 2 шаг 3 из опыта работы урок русского языка Проблема: обучающиеся «забывают» выполнить задание к упражнению, останавливаются на этапе списывания текста.
Достижение результата: В классах результат достигается за счет непосредственного контроля родителями из опыта работы урок русского языка Обучающийся быстро ориентируется в том, что он не выполнил.
из опыта работы урок русского языка Создание на уроке проблемной ситуации ? (Ж / ж) жигули (В / в) алга (Г / г) голубое С амара расположена на берегу реки В олги. Река В алга огибает горы Ж жигули. Очень давно в них скрывались разбойники, которые грабили торговые караваны, проплывающие по В олге. В С амарской области есть необычайной красоты Г голубое озеро. Своё название озеро получило за изумрудно-голубую окраску воды. Больше всего повезло тем людям, которые умеют нырять. Ведь если вам удастся нырнуть на несколько метров вглубь озера, а потом посмотреть вверх, то вы увидите проплывающие по небу облака и стоящие деревья, как на картинке.
Линейка помогает обучающимся правильно вести ход рассуждения и выбирать нужный знак действия в решении. из опыта работы урок математики Проблема: ученик не понимает текстовую задачу, неверно ведет рассуждение в процессе решения. Работа над задачей: Работаем по алгоритму Переводим прочитанное на «свой» язык; Образно представляем содержание текста задачи - «Я участник событий»;
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. А. Дистервег из опыта работы урок окружающего мира 4 класс Тема «Равнины и горы России»
Го Каких результатов достигнут обучающиеся при сформированности навыков смыслового чтения? Сформированность навыков смыслового чтения просматривается в результатах предметных конкурсов разных уровней : «Британский бульдог» «Золотое руно» «Первые шаги в науку» Школьный уровень: Семагин Георгий I место Городской уровень: Привалова Полина I место Всероссийский уровень: Жаров Григорий I место
КОТОРАЯ предполагает по завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой диагностической работы, позволяет увидеть, какие УУД хорошо сформированы, а какие требуют особого внимания и дальнейшей работы позволяет своевременно устранить проблемы в смысловом понимании текстов
Обучение чтению Чтение для обучения Смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов
Список используемых сетевых ресурсов для презентации: bez/ http://betonmash.at.ua/blog/skachat_besplatno_ananev_b_g_chelovek_kak_predmet_poznanija_ bez/ blizhayshego-razvitiya-v-teoreticheskoyprakticheskoy-psihologii-moskva1518-noyabrya g.htmlhttp://tovievich.ru/news/2806-programma-xi-mezhdunarodnih-chteniy-pamyati-ls-vigotskogo-zona- blizhayshego-razvitiya-v-teoreticheskoyprakticheskoy-psihologii-moskva1518-noyabrya g.html etskoj/ http://btradestudio.ucoz.es/blog/processor_intel_pentium_iv_1_7_ggc_vozniknovenie_i_razvitie_d etskoj/ Образование для всех: видение ЮНЕСКО//Качественное образование – приоритет устойчивого развития. Материалы научно-практической конференции. – М: Этносфера, «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским Книжным Союзом. Актуальные документы/Library,Ru Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//[Электронный ресурс] Примерная основная образовательная программа начального общего образования.- М.:Просвещение, с. Все фото размещены с согласия родителей на обработку персональных данных