Тема учебного проекта: Речевое дыхание Творческое название: «Дышите правильно!» Учебный проект по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи Автор: Каменщикова Елена Анатольевна Благовещенск, 2011 г.
Основополагающий вопрос: Зачем мы дышим? Учебные вопросы Чем отличается физиологическое дыхание от речевого? Какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание? Какие упражнения на развитие дыхания вы знаете? Какие существуют методики развития дыхания? Участники: 5 класс
Дидактические цели проекта: формирование коммуникативной компетентности (умений кратко и понятно излагать свои мысли); формирование социальной компетентности (навыков работы в команде: умения отстаивать свою точку зрения, считаться с чужим мнением, проводить объективную рефлексию); формирование предметной компетентности (самостоятельной познавательной активности, навыков работы с большими объемами информации, умений видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы, развитие креативных способностей, критического мышления).
Методические задачи: Сформировать представление о речевом дыхании, подходах к формированию правильного речевого дыхания; овладеть обобщенными практическими умениями и навыками проведения исследований; углубить знания о методах научного познания; научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации; научиться устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать; научиться лаконично излагать свои мысли; приобрести навыки проектной деятельности.
Темы самостоятельных исследований Сколько слов может сказать человек на одном выдохе? Какой подход более эффективен в развитии речевого дыхания? Влияет ли дыхание (речевое) на речевую функцию? К чему приводит неправильное речевое дыхание?
Этапы и сроки проведения проекта Организационно-подготовительный этап (1 неделя): 1. Постановка проблемы, выдвижение первых гипотез. 2. Формирование групп, составление плана действий. 3. Обсуждение возможных источников информации по поставленной проблеме, вопросов защиты авторских прав. 4. Самостоятельное распределение заданий внутри групп.
Этапы и сроки проведения проекта II. Экспериментально-аналитический этап (2, 3 недели): Подсчитать сколько слов говорит человек на одном выдохе. Анализ первых результатов. Корректировка плана (выдвижение новых гипотез и путей их проверки). Обсуждение, обобщение результатов исследований (общие выводы).
Этапы и сроки проведения проекта III. Заключительный этап (3, 4 недели): Выбор творческого названия проекта. Оформление результатов исследования в виде презентации и буклета. Защита проекта. Рефлексия деятельности участников проекта.
Результаты исследований учащихся представлены: Мультимедийная презентация: «Вдох-пауза-выдох». Буклет: «Сколько слов может сказать человек на одном выдохе?» Веб-сайт: «Дыхание».
Информационные ресурсы Литература Семенова Н.А.. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.– М.– СПб., Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г.. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. – М.: Книголюб, Пирогов И.. Оздоровительное дыхание. – М, Интернет-ресурсы