ИМПРЕССИОНИЗМ
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от impression – впечатление), направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 вв., мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Импрессионизм зародился во французской живописи конце 1860-х гг.: Э. Мане (формально не входивший в группу импрессионистов), О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, обратились к изображению мгновенных, выхваченных из потока реальности ситуаций, использовали фрагментарные, на первый взгляд неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения, срезы фигур. В 1870–1880-е гг. формируется пейзаж французского Импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце" ("Impression. Soleil levant"; экспонировалась в 1874, ныне в Музее Мармоттан, Париж). Разложение сложных цветов на чистые составляющие, которые накладывались на холст отдельными мазками, цветные тени, рефлексы и валёры породили беспримерно светлую, трепетную живопись Импрессионизма. Отдельные стороны и приемы Импрессионизма использовались живописцами многих других национальных художественных школ. Понятие Импрессионизм применяется также к скульптуре 1880–1910-х гг., обладающей некоторыми импрессионистическими чертами – стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (произведения О. Родена, бронзовые статуэтки Дега и др.). Импрессионизм в изобразительном искусстве оказал влияние на развитие выразительных средств современной ему литературы, музыки, театра. Во взаимодействии и в полемике с живописной системой Импрессионизма в художественной культуре Франции возникли течения неоимпрессионизма и постимпрессионизма.
Э.Мане.( ). Музыка в Тюильри.1862
Эдуард Мане.Завтрак на траве.1863
Э.Мане.Олимпия.1863
Э.Мане.Э.Золя.1868 Флейтист. 1866
Э.Мане. На балконе. 1869
Э.Мане. Кабачок.1878
Э.Мане. Баррикада. Гражданская война.1871
Эдуард Мане.Бар в Фоли-Бержер.1882
Клод Моне.( ). Дамы в саду.1867
К.Моне.Впечатление, восход солнца.1872
К.Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873
К.Моне. Маки. 1873
К.Моне. Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда. 1873
К.Моне. Улица Сен-Дени в день национального праздника. 1878
К.Моне. Стога.1884
К. Моне. Руанский собор (Портал и башня Сен- Ромен в свете вставшего солнца, гармония в голубых и золотых тонах) 1893
Альфред Сислей (1839 – 1899) Канал Сен-Мартен в Париже.1870
А.Сислей. Деревня на берегу Сены.1872
А.Сислей. Мост в Аржантее. Лодки в Буживале. 1872
А.Сислей. Улица в Лувесьене в снегу. 1874
А.Сислей. Лодки среди наводнения в Пор-Марли.1876
А.Сислей. Канал Луаны.1892
Камиль Писсарро Вьезд в деревню Луазен.1872
К.Писсарро. Красные крыши.1877
К.Писсарро. Бульвар Монмартр в Париже.1897
К.Писсарро. Бульвар Монмартр ночью.1898
К.Писсарро. Площадь Французского театра в Париже.1898
Пьер-Огюст Ренуар Ложа.1874
О.Ренуар. Мулен де ля Галетт.1881
О.Ренуар. Завтрак гребцов. 1881
На качелях Первый выход.
Портрет мадам Анрио Обнаженная.
Портрет актрисы Жанны Самари Дама с веером. 1870
О.Ренуар.Мадам Шарпантье с детьми.1878
Девушки в чёрном.1882 Зонтики.1885
Танец в Буживале Танец в городе.
Девушки у фортепиано.1893 Женщина, играющая на гитаре.1897
Эдгар Дега Жокеи перед трибуной 1872 Перед гонкой.
Э.Дега. Балет Танцовщица у фотографа.1878
Э.Дега. Голубые танцовщицы.1867
Э.Дега. Репетиция балетной сцены.1870
Э.Дега. Танцевальный класс. 1875
Э.Дега. За туалетом Ванна.
Э.Дега. Гладильщицы
Э.Дега. Абсент. 1876
«Пусть единственной вашей богиней будет природа.» Огюст Роден Врата Ада
О.Роден Мыслитель Мысль. 1895
О.Роден. Руки. Руки Бога.
О.Роден. Граждане Кале.1884
О.Роден. Памятник О.Бальзаку. 1897
О.Роден.ПортретВ.Гюго.1890 С середины 1880-х годов в творчестве скульптора все более нарастает тяготение к усложненным символическим образам, к выявлению всей гаммы человеческих эмоций - от ясной гармонии и мягкого лиризма до мрачного самоуглубления и полного отчаяния. Его произведения приобретают эскизный, внешне как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и тени, моделировка текучих форм - подчеркнуто живописной. Эти приемы позволили Родену, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, создавать впечатление мучительного рождения формы из стихийной, аморфной материи.
О.Роден. Поцелуй Данаида. 1885
О.Роден. Вечная весна.1886 Ромео и Джульетта.1905