Новые образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования в Университете в контексте инновационного проекта модернизации педагогического образования»
Базовые принципы стратегии развития профессионального образования в Университете Описание образовательных результатов как целевых ориентиров для построения образовательного маршрута обучающегося (с ориентацией на профессиональный стандарт и ФГОС ВО) Модульная организация образовательного процесса Деятельностный подход как эффективный инструмент достижения образовательного результата Сетевая интеграция с образовательными и иными организациями различного типа по организации профессиональных стажировок
Механизм организация образовательного процесса: Вся логика построения образовательной деятельности - планирование и разработка образовательной программы «от результата»: 1. Каковы образовательные результаты (ОР), которые должны показать выпускники программы. 2. Какой должна быть структура программы, чтобы позволить обучающимся достичь намеченных образовательных результатов (какие курсы должны быть включены, в какой последовательности, как они будут дополнять друг друга и т.п.) 3. Какими должны быть методики и технологии обучения (learning), чтобы быть адекватными намеченным образовательным результатам. 4. Какой должна быть система оценивания результатов, методы оценки каждого из курсов (модулей) и достижения ОР всей программы в целом: формы и методы итоговых работ, критерии оценивания, предусмотреть создание экзаменационной комиссии с привлечением работодателя.
Ключевые моменты стратегии развития профессионального образования 1. Изменение требований к результатам освоения ОП на основе приведения в соответствие существующего списка осваиваемых компетенций (ФГОС ВО) со списком трудовых действий, заданных профессиональным стандартом. 4
Приоритет образовательных результатов. Что значит новые образовательные результаты? Что такое образовательный результат – это то, что, как ожидается, обучающийся должен быть способен делать, а значит сможет продемонстрировать в конце учебной дисциплины, модуля, образовательной программы. В чем выражаются новые образовательные результаты: трудовая функция, трудовое действие профессионального стандарта – компетенции ФГОС ВО Перенос акцента с предметно-дисциплинарной и содержательной стороны образовательного процесса на успешность обучающегося: итоговые компетентности и иные образовательные результаты (трудовые функции и трудовые действия), которые могут быть достигнуты только в результате самостоятельной, ответственной деятельности. 5
Эффекты использования профессионального стандарта Для работодателя профессиональный стандарт является основой для: выбора качественного персонала на рынке труда, поскольку он служит основой для определения критериев оценки при подборе и отборе персонала; обеспечения качества труда персонала; обеспечения профессионального роста персонала; поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников; повышения мотивации персонала в своей организации; повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, высоких экономических результатов. Для работника профессиональный стандарт является основой для: определения собственного профессионального уровня и направлений/задач профессионального обучения и совершенствования; эффективного функционирования на рабочем месте; обеспечения собственной востребованности на рынке труда, сокращения сроков поиска подходящей работы; карьерного роста и увеличения доходов. 6
Эффекты использования профессионального стандарта Для органов управления образованием профессиональные стандарты создают возможность: сформулировать реальные и измеримые цели профессионального образования; планировать объемы и профили обучения; определять траектории обучения в течение всей жизни. Для образовательных организаций стандарты создают основу для разработки: образовательных программ, курсов обучения, учебных планов и учебно- методических материалов для различных целевых групп (студенты системы профессионального образования, взрослое население, нуждающееся в совершенствовании компетенций, безработные граждане, желающие трудоустроиться и т.д.). О.Н. Олейникова, доктор педагогических наук, Директор Центр изучения проблем профессионального образования А.А. Муравьева, кандидат филологических наук, Ведущий эксперт Центр изучения проблем профессионального образования «Профессиональные стандарты – основной критерий повышения качества профессионального образования» 7
2. Изменение структуры ОП в соответствии с модульным принципом ее построения, где модуль является единицей формирования трудовых функций и профессиональных действий. При этом, модуль – это не набор теоретических дисциплин, а конкретные виды деятельности, направленные на формирование определенного трудового действия. Ключевая особенность модуля – синергетический результат, опосредованный степенью сформированности профессиональных компетенций и личностного потенциала, который проявляется на уровне рефлексии содержания и результатов этой деятельности. Ключевые моменты стратегии развития профессионального образования
Модульная организация образовательного процесса Переход к модульной структуре учебного процесса означает обобщение учебного процесса, учебных мероприятий (событий) в тематически целостные разделы или блоки, то есть означает перестройку организации (структуры) обучения. При этом, качество подготовки обучающихся обеспечивается за счет того, что будет создана библиотека модулей, в каждом из которых: точно формулируются проверяемые образовательные результаты, ориентированные на профессиональный стандарт; описаны формы организации образовательного процесса, обеспечивающие достижение этих результатов; разработаны инструменты оценки промежуточного и итогового контроля уровня достижений обучающихся. 9
Траектория достижения образовательных результатов 10 Образовательные результаты (трудовые функции, действия, компетенции) Оценочные технологии и процедуры Содержание ОП, модуля Технологии формирования профессиональных компетенций Дисциплины, практики, НИР Деятельностный подход, который проявляется в выполнении профессиональных действий Локальные (в рамках отдельных дисциплин, практик) и интегративные, объединяющие события модуля, ОП Результаты
Алгоритм практического освоения содержания модуля Включенное наблюдение образцов профессиональных действий Ориентировочный этап производственной практики (концентрированный) Совместная с супервизором профессиональная деятельность по отработке трудовых действий Формирующий этап производственной практики (рассредоточенный) Самостоятельная профессиональная деятельность (демонстрация сформированных трудовых действий) Функциональный этап производственной практики в условиях стажировки (концентрированный) 11 Этапы освоения содержания модуля Правило: переход от действия под полным контролем супервизора к самостоятельному профессиональному действию обучающегося
Формы оценивания Формы оценки текущая (по дисциплинам и практикам - кумулятивная) оценка знаний обучающихся по конкретным дисциплинам интегративная по образовательному модулю оценка возможности выполнения трудовой функции (синергетический результат ) интегративная межмодульная оценка возможности выполнения целостной профессиональной деятельности