Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 168 – детский сад комбинированного вида Место нахождение: 30002 Россия город Тула улица Пузакова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Филимоновская игрушка. Выполнил: ученик 3«Г» класса МБОУ гимназия им. академика Н.Г. Басова Игорь Скребец Учитель: Степанникова Е.П.
Advertisements

Филимоновская игрушка. 900igr.net Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор.. Филимоновская.
Работу выполнили ученицы 9-го класса Средней школы 3 Им.Г.С.Боровикова Бахчаева Екатерина Рябинина Екатерина Рябинина Елизавета Замалеева Илиза Пилишкина.
Известным народным промыслом является деревня Филимоново, где делают удивительную глиняную игрушку. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон,
Абаевой Жанной и Смольниковой Ксенией Авторская программа.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 168 – детский сад комбинированного вида «Светофорик» Место нахождение: Россия город.
Связь времён в народном искусстве. Цели: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Воспитывать любовь и интерес.
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Тулуна «Детская художественная школа», город Тулун Иркутской области Преподаватель.
Презентацию выполнила Маслова Т.В., учитель начальных классов МБОУ- гимназии 11 г.Тулы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 168 – детский сад комбинированного вида «Светофорик» Место нахождение: Россия город.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение.
Учитель: Грашина Ю.В.. Филимоновская деревушка! Синий лес, холмы, косогор. Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор. Да, из красной обычной.
Урок рисования 5 класс. Тема: «Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.» (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)
Жарова Наталья Викторовна МБДОУ 99. История дымковской слободы Давным – давно по берегам реки Вятка расположился старинный город, который носит такое.
Народное декоративно-прикладное искусство. Хохломская роспись. Городецкая роспись. Филимоновская роспись. Государственное бюджетное общеобразовательное.
НАРОДНЫЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ Хрипунова Алевтина Александровна Педагог дополнительного образования МБДОУ «ЦРР – детский сад 162», г.
Выполнила : Михайлова Светлана Николаевна Учитель технологии.
ПРАЗДНИЧНАЯ ДЫМКА. Народные промыслы Название Отличительные признаки Гжель Синий и белый цвет ХохломаЗолотой,красный, чёрный цвет Дымковская игрушка.
ИГРУШКА ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера,
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 168 – детский сад комбинированного вида Место нахождение: Россия город Тула улица Пузакова дом 80 Телефон, факс 8(4872) ; 8(4872) Сайт Автор –составитель: Строгова Л.Г.. Шакирова Р.Ф

Филимоновская деревушка Синий лес, холмы, косогор Лепят там из глины игрушку И расписывают до сих пор..

Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет Зайцы, коники, павлины И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям, истоки гончарного ремесла относятся к временам Ивана Грозного.

Именно тогда в местные владения князя Воро- тынского будто бы прибыл гончар Филимон. Он обнаружил залежи отличной глины и начал лепить из неё горшки. Место, где он поселился, так и прозвали Филимоново.

Люди к глине этой относились совсем неприветливо. Из-за неё, многоцветной, урожая не бывало никогда богатого. Жили из-за бесполезной земли впроголодь. Только и была утехой и спасительницей река Упа, полная рыбки некрупной, да сытной.

Ловко получалось у Филимона это неведанное до сих пор дело, лепить посуду, игрушки. Местные жители диву давались, как он смог приспособить никому не нужные глиняные залежи.

Понравилось Филимону это выгодное предприятие. Отбою от покупателей не было. А однажды дырочку в игрушке проколупал, чтоб свистела. Залилась звонкой песней игрушка. Детишкам и людям на ярмарке понравилось. И стал Филимон свистульки для народа делать. От деревенских ребятишек отбоя не было. Да он и не отбивался. К детворе у него доброе, нежное отношение было.

Взрослые прониклись к Филимону почтением: к плохому человеку дети не станут ходить. Стали и взрослые лепить, к Филимону за советом ходить, за помощью.

Старались, подражали ему, слушались беспрекословно. Научились игрушки да посудины мастерить в деревне все от мала до велика, всем полюби- лось это занятие.

С тех пор заиграла, запела цветная мягкая глина под руками мастеров. Пользу в ней люди увидели немалую, радость она в дом принесла.

Гончарили мужчины, а женщины лепили звонкие свистульки, за что жители окрестных деревень прозвали их свистулечницами, потому что игрушки делались со свистками.

Свистулька – её еще называют в разных местах сопелкой, гудухой, улиткой, соловьём – древняя и до сих пор популярная игрушка на Руси. В далёком прошлом она, возможно, имела религиозное значение. Известно, например, что вятичи встречали бога солнца (Ярилу) пением глиняных дудок, а магическими узорами на игрушках и пронзительным свистом отгоняли злые силы от душ умерших.

Женщинам помогали в работе девочки, которых приучали к ремеслу с 7- 8 лет. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Игрушки продавали на ярмарках и базарах в Туле и ближайших уездных городах.

Игрушки или забивки стоили на базаре копейки, поэтому нужно было их изготовить очень много. Вот и работали женщины, не покладая рук, днем – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступ- пали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

Горны вырывали почти у каждого дома, поделки обжигать.

Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная сухая погода, все готовые изделия обжигали в специальных горнах. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистулька ми.

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили на полном яйце, и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, ярки- ми, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно- говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожжён- ной глине, причудливыми полосками – жёлтых, лиловых, зелёных, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на жёлтый - дает оранжевый.

Женская фигурка олицетворяет великую богиню Природу. Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого.

Сюжеты филимоновской игрушки традиционны - это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных - коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц - курицы, петухи и многое другое..

В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки - свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат.

Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие.

Все игрушки очень веселые, и когда их много - это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, то невольно появляется интерес и радостное настроение.

Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приемы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной. современный Одоев река Упа

Незатейливы филимоновские игрушки. Но игрушка радует - значит, делали ее добрые руки.