МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ГОРОДСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Каланова Ирина 11 А класс МОУ СОШ 128 Ленинского района городского округа город Уфа РБ Руководитель: педагог д/о ЭЦ Шаймарданова А. Р. Научный руководитель: Островская Ю.В.
Цель работы: Определение и рассмотрение соотношения морфофункциональных и психофизиологических показателей у учащихся 6 классов городских общеобразовательных учреждений в рамках каждого конституционального типа.
Задачи: Изучить и проанализировать литературные источники по проблемам: классификации конституциональных типов в современной антропологии и морфофункциональных особенностях учащихся-подростков. Проанализировать и овладеть современными антропологическими и психофизиологическими методами. Провести исследование учащихся-подростков городских общеобразовательных учреждений. На основе полученных результатов разработать педагогические рекомендации для внедрения в учебный процесс.
Объекты исследования: В качестве объекта исследования было взято 76 учеников обоего пола в возрасте лет. Из них 23 – учащиеся 6 класса МОУ СОШ 128, 26 – учащиеся 6 класса МОУ СОШ 4, 27 – учащиеся 6 класса гимназии 39 Ленинского района г. Уфы, обучающихся по традиционной программе.
Методы исследования: Пользуясь индексом физического развития, основанным на соотношении роста, веса тела, сделана попытка определить конституциональные типы учащихся – подростков по классификации конституциональных типов Штефко – Островского (1929). Общепринятыми методами определили основные антропометрические показатели физического развития: длину (деревянный ростомер) и массу тела (медицинские весы), окружность грудной клетки (измеряли при помощи сантиметровой ленты), и по полученным данным рассчитывали массово – ростовой индекс Леви. Исследовали психофизиологические показатели когнитивных процессов: память, мышление, внимание.
КОНСТИТУЦИЯ ЧЕЛОВЕКА – совокупность всех морфологических, физиологических и психических особенностей организма, обусловленных в своем развитии действием общих генетических факторов.
Классификация типов конституции по схеме В.Г. Штефко - А.Д.Островского Торакальный Торакальный Дигестивный Дигестивный Абдоминальный Абдоминальный Мышечный Мышечный Астеноидный Астеноидный Неопределенный Неопределенный
Формула для вычисления индекса Леви: И =Pi/L × 100 И =Pi/L × 100 Где: Где: L – длина тела, см; L – длина тела, см; Pi – вес тела, кг; Pi – вес тела, кг;
Общая оценка уровня физического развития учащихся по значению весоростового индекса Леви Индекс Леви Физическое развитие 6 класс МОУ СОШ класс МОУ СОШ 4 6 класс гимназия 39 ДМДМДМ 10Очень крепкий Крепкий Умеренный Средний Слабый и вышеОчень слабый000210
Распределение учащихся городских общеобразовательных учреждений по уровню физического развития 1. – МОУ СОШ 128; 2. – МОУ СОШ 4; 3. – Гимназия 39
Распределение учащихся по морфотипам Конституциональны й тип 6 класс МОУ СОШ класс МОУ СОШ 4 6 класс гимназия 39 ДМДМДМ Торакальный Дигестивный Абдоминальный Мышечный Астеноидный Неопределенный
Распределение учащихся городских общеобразовательных учреждений по морфотипам Распределение учащихся городских общеобразовательных учреждений по морфотипам 1. – МОУ СОШ 128; 2. – МОУ СОШ 4; 3. – Гимназия 39
Психофизиологические параметры некоторых когнитивных процессов учащихся (в %) Когнитивные процессыПамятьВниманиеМышление Уровни Возраст НУСУВУНУСУВУНУСУВУ 6 класс МОУ СОШ класс МОУ СОШ класс гимназия
Результаты диагностики памяти (%) Результаты диагностики памяти (%) 1. – Низкий уровень; 2. – Средний уровень; 3. – Высокий уровень
Результаты диагностики внимания (%) 1. – Низкий уровень; 2. – Средний уровень; 3. – Высокий уровень
Результаты диагностики мышления (%) 1. – Низкий уровень; 2. – Средний уровень; 3. – Высокий уровень