Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г
Логопедическая работа по дифференциации фонем проводится для устранении у учащихся фонематического недоразвития, обусловленного нарушением фонемного распознавания, слуховой дифференциации звуков речи. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется у детей в не усвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении и письме.
фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова Л.С. Волкова
Фонематическое восприятие включает: умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчет количества звуков в слове.
Фонематическое восприятие: РАБОТА ПО ДИФФЕРЕНЦИИ СМЕШИВАЕМЫХ ЗВУКОВ РАБОТА ПО ДИФФЕРЕНЦИИ СМЕШИВАЕМЫХ ЗВУКОВ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ
Работа по дифференциации смешиваемых звуков проводится с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи. Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения, поэтому на занятиях надо проводить артикуляционную гимнастику с использованием индивидуальных зеркал. Работа по дифференциации смешиваемых звуков
Работа на I этапе проводится по следующему плану: 1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. 2. Выделение звука на фоне слога, на слух. 3. Формирование умения определять наличие звука в слове. 4. Определение места звука в слове: в начале, середине, конце слова, после какого звука, перед каким звуком. 5. Выделение слова с данным звуком из предложения. 6. Закрепление буквенного обозначения звуков.
Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени: словарным запасом грамматическим строем развитию связной речи дифференциации акустически близких звуков (например: В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.); определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; умению подобрать слова с определённым количеством слогов или с определённым звуком.
На втором этапе с детьми проводится работа по сопоставлению пар смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и на первом этапе, однако, основная цель этого этапа – научить детей различать звуки в паре.
Дифференциация твердых и мягких согласных Большую трудность для детей представляет чтение и запись слогов и слов с мягкими согласными звуками. В связи с этим наиболее часто дети допускают ошибки на замену твердых и мягких звуков при чтении и письме.
Для преодоления указанных ошибок необходима следующая работа с детьми: - слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах; -уточнение двузначности многих букв, обозначающих согласные звуки; -усвоение мягкости согласных звуков перед Е, Ё, Ю, Я, И; - чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно прямых открытых слогов; - обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь; -обозначение мягкости согласных на письме с помощью йотированных гласных Е, Ё, Ю, Я, И.
Логопедическая работа по дифференциации твердых и мягких согласных осуществляется по аналогичному плану: дифференциация изолированных звуков, дифференциация в слогах, словах, предложениях и связной речи.
Символы для обозначения моделей артикуляции звуков - артикуляция губ - движение языка вверх - работа голосовых складок - вибрация кончика язычка - положение кончика язычка - подъём спинки языка
МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ: - участие или неучастие губ; - вибрацию голосовых складок; - свободный проход выдыхаемого воздуха через рот. МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ОТОБРАЖАЮТ: - наличие или отсутствие вибрации голосовых складок; - способ артикуляции; - место артикуляции; - наличие или отсутствие дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу.
Планомерная и систематическая работа по развитию фонематических процессов у детей позволяет снизить количество специфических ошибок в работах учащихся, повышает познавательную активность и самооценку, обеспечивает продуктивную деятельность учащихся на уроках и занятиях, способствует усвоению программного материала.