Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» презентацию подготовила учитель ГБОУ лицей 623 им. И. П. Павлова Калинкина Н.Б.
совещание Президента РФ Д.А. Медведева с лидерами централизованных религиозных организаций России 21 июля 2009 г. – совещание Президента РФ Д.А. Медведева с лидерами централизованных религиозных организаций России
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули: –Основы православной культуры; –Основы исламской культуры; –Основы буддийской культуры; –Основы иудейской культуры; –Основы мировых религиозных культур; –Основы светской этики.
Из речи президента: «Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».
Цели курса ОРК и СЭ: Духовно-нравственное воспитание учащихся, формирование поликультурной компетентности (знание и принятие человеком культурного и религиозного многообразия мира, доброжелательное отношение к носителям той или иной культуры)
Основные задачи курса: -формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры; -развитие способностей общения в поликультурной среде
ОСОБЕННОСТИ КУРСА В содержании курса представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностное связанная с ними этика. Курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и принять, зная их религиозно– культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки.
Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Освоение учебного содержания каждого из модулей поможет обеспечить понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; знание основных норм светской и религиозной морали,понимание их значения в жизни человека, семьи, общества; формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России; формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям; знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; укрепление веры в Россию; укрепление средствами образования духовной преемственности поколений
Планируемые результаты (на основе образовательных стандартов второго поколения) Приобретение школьниками социальных знаний (1 уровень) Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (2 уровень) Получение школьниками опыта самостоятельного общественного (социального) действия (3 уровень)
Необходимые условия для реализации ОРК и СЭ -организация работы со средствами духовно-нравственного воспитания в урочной и внеурочной деятельности; -практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию; -активное участие семьи
Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основы культурологического подхода: -Курс направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; -отсутствие позиции катехизации (индоктринации); -отсутствие доминирующих позиций какой- либо религиозно–культурной традиции перед другими; -воспитательный характер; -минимизация конфликтных факторов.
Методические основы Диалогическое взаимодействие Актуализация изучаемого материала Опора на самостоятельность мышления учащихся Развитие творчества, навыков учебно- исследовательской, проектной деятельности.
Содержание каждого из модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия, религиозно–культурные традиции и представляется основными тематическими блоками:
Методические основы Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина. Блок 2. – содержание выбранного модуля. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и много конфессионального народа России. Блоки 1 и 3 – для совместного изучения всеми учащимися класса
Методические основы Блок 3 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося за весь курс.
Методические основы Выступление учащихся со своими творческими работами, например: «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина…», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры в моем городе, районе», народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.
ПРИМЕР тематического планирования курса «Основы светской этики» Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина. II.Основы светской этики – 28 ч. Что такое светская этика? Мораль и культура Особенности морали Добро и зло Добродетели и пороки Свобода и моральный выбор человека Свобода и ответственность Моральный долг Справедливость Альтруизм и эгоизм Дружба Что значит быть моральным? Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
Нравственный поступок Золотое правило нравственности Стыд, вина и извинение Честь и достоинство Совесть Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентльмен и леди Этикет III. Духовные традиции многонационального народа России – 5 ч. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся с творческими работами Всего: 34 ч.
Содержание курса «Основы православной культуры» I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1 Россия - наша Родина.1 II. Введение в православную духовную традицию. Культура и религия. Особенности восточного христианства. Во что верят православные христиане. Священное Писание и Священное Предание. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика. Заповеди. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Православный календарь. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.
III. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подготовка и представление творческих проектов. Всего: 34 урока.
В блоге учителя музыки, искусства, МХК, ОРКСЭ Калинкиной Н. Б. представлены материалы по предмету ОРКСЭ, которые постоянно пополняются. С ними можно познакомиться, перейдя по ссылке html
ЦЕЛЬ МОДУЛЯ «Основы мировых религиозных культур»: формирование у обучающегося знания, понимания и уважительного отношения к религии как национальной духовной традиции, лежащей в основе исторической и современной культуры нашей страны.
ЗАДАЧИ: Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику. Ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Содержание курса «Основы мировых религиозных культур» Россия – наша Родина Культура и религия. Традиции семьи Культура и религия. Праздники Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Тора, Библия Священные книги мира: Коран, Типитака Хранители предания в религиях мира Добро и зло. Понятия греха, раскаяния, воздаяния Добро и зло. Человек в религиозных традициях мира Священные сооружения: синагога, ступа. Священные сооружения: мечеть, храм (церковь) Искусство в религиозной культуре Икона, арабеска, семисвечник, мандала Защита творческих работ
Содержание курса «Основы мировых религиозных культур» История религии в России. Крещение Руси История религии в России. Великие имена Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни Праздники и календари Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь Семья Долг, свобода, ответственность, труд Любовь и уважение к Отечеству. 31, 32,33 Подготовка творческих проектов 34, 35 Представления творческих проектов
Несколько из тем курса Древнейшие верования
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИЙ И ИХ ОСНОВАТЕЛИ
СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ РЕЛИГИЙ МИРА
СВЯЩЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ
На уроках ДУМАЕМ И РАССУЖДАЕМ
РАБОТАЕМ С УЧЕБНИКАМИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
РАБОТАЕМ В ГРУППАХ И ИНДИВИДУАЛЬНО
СОЗДАЁМ ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Выставка творческих работ
В рамках изучения курса «Основы религиозной культуры и этики» участвуем в конкурсах участвуем в олимпиадах проводим межпредметные уроки проводим музейно-педагогические занятия в школьном музее «Подвиг милосердия» проводим уроки с приглашением родителей учащихся организовываем выставки творческих работ учащихся
1 ноября 2014 года в рамках проведения I Международного форума "Милосердие" к 150- летию святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны Романовой состоялось торжественное награждение победителей и лауреатов конкурса сочинений-эссе на тему «Милосердное служение».
Победителем в номинации «Отрочество» стал наш ученик 4 «а» класса Коробов Виталий (педагог: Калинкина Н. Б.)
Участие во Всероссийском конкурсе "Святые заступники Руси", посвящённом 700-летию преподобного Сергия Радонежского
Олимпиады по Основам православных культур и Светской этике
Уроки в школьном музее