ФИЛОСОФИЯ « МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ » Выполнила Палий Оля Студентка 1 курса гму группы 101
« ТРЕТИЙ РИМ » « ТРЕТИЙ РИМ » – историософская концепция, возникшая в общественно - политической мысли России в период формирования централизованного государства в конце 15 – 1- й пол. 16 в. Мотивы концепции « Москва – Третий Рим » звучали уже в сочинениях апокрифического характера (« Сказание о князьях Владимирских », « Повесть о белом клобуке » и т. д.). Окончательный вариант концепции был сформулирован в посланиях инока псковского Елиазарова монастыря Филофея к московским вел. князьям Василию III и Ивану IV Грозному. Филофей обращался к Василию III и Ивану IV как к единственным православным государям : « вся христианская царства снидошася в твое едино », и далее наиболее известная фраза из этих посланий : « два Рима подошла, а третий стоит, а четвертому не быти ».
Историософская концепция Историософской концепции « Третий Рим » выделяется несколько аспектов ее становления и бытования. Прежде всего концепция была реакцией на изменение геополитической ситуации, в которой оказалось молодое Российское государство, и моральный кризис, связанный с потерей государственной самостоятельности мировым центром православия – Византийской империей. Падение Константинополя и завоевание Польшей, Литвой и Турцией всех территорий, являвшихся традиционным ареалом распространения православия, при одновременном свержении в северо - восточной Руси почти 300- летнего татаро - монгольского ига способствовали утверждению представления о перемещении мирового центра православия и соответственно политического центра из Византии в Москву, превратившуюся в представлении современников в « новый Иерусалим », « Третий Рим » и т. д.
С другой стороны, постоянно испытываемое Российским государством военно - политическое давление как со стороны кочевых степных народов, так и со стороны Запада приводило к возникновению синдрома « осажденной крепости », необходимости сохранения последнего оплота православия в противостоянии с неблагоприятным внешнеполитическим окружением. При этом идеи концепции « Третьего Рима », государственного единства всех русских земель способствовали ускоренному формированию русского этноса, складыванию национального самосознания.
Тезис концепции Тезисы концепции « Москва – Третий Рим » старец Филофей ( ок. 1465–1542) изложил в своих письмах к царскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю - Мунехину и великому князю Василию III Иоанновичу : « Да веси, – пишет Старец Мунехину, – яко вся христианские Царства приидаша в конец и снидошася в едино Царство : два обо Рима подошла, а Третий стоит, а четвертому не быти ».
« Со временем указанная теория превратилась в идеологическое подкрепление самодержавной власти московского царя, созидающего новый Рим взамен прежнего, а отнюдь не продолжающего традиции второго Рима. Именно в таком ключе она интерпретировалась Данилевским, Катковым, А. А. Киреевым, Тихомировым. Ее отзвуки были в кантате П. И. Чайковского " Москва " на слова А. Н. Майкова, написанной дня торжеств по поводу коронации Александра III. О ее эсхатологическом смысле напоминает В. С. Соловьев в стихотворении " Панмонголизм " (1894): " И третий Рим лежит во прахе, / А уж четвертому не быть ".»
В полной мере проявившая ограниченность и противоречивость концепция « Москва – Третий Рим » обусловила постепенный отказ от нее официальных кругов Российского государства на протяжении последней трети 17 в. Уже на рубеже 17–18 вв. эта концепция не играла никакой роли в определении внутренней и внешней политики самодержавия. В 19–20 вв. она окончательно стала фактом истории отечественной философской мысли и политической публицистики.