Проектирование исследования Сайтаева Елена Александровна, методист Ресурсного модульного центра МБОУ ДОД ДД(Ю)Т
Уровни познавательной потребности ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ - стремление к целенаправленной деятельности, с общественно значимыми результатами ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - интеллектуальная активность, потребность в знаниях ЛЮБОПЫТСТВО - жажда новизны, потребность в «умственных впечатлениях»
Поисковая активность - это деятельность, направленная на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки угрожающим факторам и обстоятельствам.
Отличительные особенности проектирования - наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности; научного исследования - производство новых знаний, получение объективно нового результата; учебного исследования - развитие способности к исследовательскому типу мышления, приобретение функционального навыка исследования.
Этапы исследования: 1. Погружение в проблему. 2. Организация деятельности. 3. Осуществление практической исследовательской деятельности. 4. Оформление исследовательской работы. 5. Подготовка к НПК.
1. Погружение в проблему: выбор объекта и темы исследования; постановка цели и задач, выдвижение рабочей гипотезы; работа с литературой.
2. Организация деятельности: составление плана работы; отработка методики эксперимента для получения достоверных результатов; работа с литературой; определение возможной формы презентации исследовательской работы.
3. Осуществление практической исследовательской деятельности: проведение эксперимента или исследования; обработка результатов; анализ и обобщение результатов; работа с литературой (сопоставление и сравнение полученных результатов с литературными данными); выводы.
4. Оформление исследовательской работы: подготовка материалов в соответствии с общепринятыми требованиями; работа с черновиками; консультации учёных, руководителей секций, педагогов-консультантов.
5. Подготовка к НПК: работа с докладом (содержание, регламент, наглядный материал, форма презентации); консультации учёных, руководителей секций, педагогов-консультантов; популяризация результатов исследования.
Определи объект исследования. Запиши в тетрадь: Объект исследования - … Определи, что именно ты будешь исследовать у этого объекта. Это будет предмет твоего исследования. Запиши в тетрадь: Предмет исследования - … Сформулируй тему исследования. Она отвечает на вопрос «Про что будет моё исследование?». Запиши в тетрадь: Тема «…»
Сформулируй цель своего исследования. Она отвечает на вопрос «Для чего я провожу это исследование?». Запиши в тетрадь: Цель «…» Назови задачи исследования. Они отвечают на вопрос «Что нужно сделать для проведения исследования?» и выполняются в необходимом для работы порядке. Запиши в тетрадь: Задачи «1…, 2…, 3…» Предположи, какой результат ты можешь получить по окончании исследования. Это будет гипотеза исследования. Запиши в тетрадь: Гипотеза «…»
Определи, какую информацию нужно получить для твоего исследования. Выясни, каким способом ты получишь нужную информацию для исследования. Это будет методика исследования. Запиши в тетрадь: Методика исследования - … (где, когда, что и как ты будешь делать) Составь список необходимых вещей для исследования. Получи результат и убедись, что выбранная методика подходит для исследования. Если нужно что-то изменить, то после изменений снова проверь методику исследования.
Получи результат не меньше 3-х раз и высчитай среднее арифметическое значение этого результата. Результаты запиши в приготовленную заранее таблицу. Объясни полученные результаты исследования. Проверь, совпали результаты исследования и гипотеза, или нет. Это будет анализ результатов исследования. Сделай выводы по результатам исследования. Запиши в тетрадь: Выводы «1…, 2…, 3…»
План проведения исследовательской работы Тема: ______________________________________ Цель: ______________________________________ Задачи: 1. __________________________________________ 2. __________________________________________ 3. __________________________________________ Гипотеза: ___________________________________ Методика: 1. Отмерьте на столе отрезок длиной 1 метр. 2. Измерьте, за какое время таракан пробегает расстояние в 1 метр. 3. Повторите эксперимент с двумя другими тараканами. 4. Повторяйте каждое измерение по 3 раза. 5. Поместите тараканов в прохладное помещение на 10 минут, чтобы температура их тела понизилась. 6. Повторите измерение скорости тараканов после охлаждения. 7. Занесите все измерения в таблицу. 8. Вычислите среднее арифметическое значение скорости тараканов при комнатной температуре и после охлаждения и занесите в таблицу. Выводы: 1. _______________________________________________ 2. _______________________________________________ 3. _______________________________________________
Таблица 1. Измерение скорости лесных тропических тараканов при температуре 24 о С Скорость 1 Скорость 2 Скорость 3 Среднее значение 1 таракан 2 таракан 3 таракан
Таблица 2. Измерение скорости лесных тропических тараканов при температуре 0 о С Скорость 1 Скорость 2 Скорость 3 Среднее значение 1 таракан 2 таракан 3 таракан
Таблица 3. Скорость тараканов при разной температуре Скорость при температуре воздуха 24 о С Скорость при температуре воздуха 0 о С 1 таракан 2 таракан 3 таракан Среднее значение