ПЕРЕДВИЖНИКИ
«Будущее светло и прекрасно…» Н.Г.Чернышевский «Они чувствовали себя представителями земли Русской.» И.Е.Репин о передвижниках
В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему «Пир в Валгалле» и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства которая ценилась на много выше, чем, эстетическая, поставив перед собой задачу широкой пропаганды изобразительного искусства, целью которой было общественно-эстетическое просвещение народных масс, сближающего с жизнью демократического искусства. Раскрыть в своих картинах истинную живую жизнь угнетенного крестьянства, страдающих от власти помещиков и богачей, это было основной задачей. Многие произведения художников передвижников писались с натуры в стиле жанровой живописи, другие работы писались под воображением от реальной жизни. Русские передвижники с огромной убедительностью продемонстрировали существование нового творческого движения на первой открывшейся выставке, постепенно складывающаяся с 60-х годов. На этой выставке было продемонстрирована живопись передвижников - картины многих известных художников все популярные жанры: портретный, пейзажный и исторический жанр. Всего было выставлено 47 экспонатов которые перевернули академические представления о живописи, это была первая ступень успеха передвижников показавших свои картины в ином измерении. Товарищество Передвижных Художественных Выставок распалось в 1923 году, однако за время его существования значение живописи в жизни в русского общества достигло своей кульминации. Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым ( ) Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции к 90 г. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы.Павлом Михайловичем Третьяковым
Василий Григорьевич Перов ( ) «Сельский крестный ход на Пасхе» 1861
Проводы покойника.1865
«Тройка»1866
Последний кабак у заставы. 1868
Григорий Мясоедов. Земство обедает. 1872
Константин Савицкий. Ремонтные работы на железной дороге. 1874
Алексей Корзухин. Перед исповедью. 1877
Владимир Маковский. На бульваре
Николай Александрович Ярошенко Всюду жизнь.1888 Кочегар.1878
Илья Ефимович Репин Не ждали
Бурлаки на Волге
Илья Репин. Крестный ход в Курской губернии
«Этот цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль земли.» Н.Г.Чернышевский «Какой характер, какая целая жизнь тут написалась.» В.В.Стасов в письме к Репину. «Люди, как реки …» Л.Н.Толстой
В.Г.Перов. Портрет А.Н.Островского Портрет Ф.М.Достоевского. 1872
Портреты Льва Николаевича Толстого И.Н. Крамской.1873 Н.Н.Ге И.Е.Репин.1887
Портреты Павла Михайловича Третьякова И.Н. Крамской.1873 И.Е.Репин.1887
Портрет хирурга Н. И. Пирогова. 1881
Н. Ярошенко. «Портрет актрисы П. Стрепетовой И.Е.Репин. Актриса П.А.Стрепетова. 1882
Портрет В.В.Стасова
И.Е.Репин М.П.Мусоргский. 1881
Протодиакон. 1877
И.Н. Крамской. Полесовщик Мина Моисеев. Крестьянин с уздечкой.1882
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея Холст, масло. 400 х 877
К.П. Победоносцев. С.Ю.Витте.
«Художник – служитель истины путем красоты» И.Н.Крамской «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа. Я заставлю их рыдать, а не умиляться!" Н.Н.Ге
И.Н. Крамской.Христос в пустыне, 1872
Николай Николаевич Ге Тайная вечеря.1863
В Гефсиманском саду
Что есть истина? Христос и Пилат 1890 Н.Н.Ге
Голгофа. 1893
Ах, жизнь, жизнь! Что это художники её обходят? (Репин. Письмо к Стасову) …Картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» не допускать до выставок и вообще не дозволять распространяться в публике каким-либо другим способом. ( Приказ обер-полицмейстера Москвы П.М.Третьякову)
Н.Н.Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1871
И.Е.Репин. Царевна Софья в Новодевичьем монастыре.1879
«Иван Грозный и сын его Иван.16 ноября 1581 г.» 1885
М.М. Антокольский В.В. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный Иван Грозный. 1871
«Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу». В.И.Суриков «Прошлое в настоящем - вот моя задача». М.П.Мусоргский
Василий Иванович Суриков( ) Утро стрелецкой казни, 1881
Боярыня Морозова
Меньшиков в Берёзове.1888
Переход Суворова через Альпы Степан Разин. 1906
И.Е.Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
В.И.Суриков. Взятие снежного городка
«Я всегда только Русью и жил.» В.М.Васнецов « … учиться на живой летописи истории мира» В.В.Верещагин»
Виктор Михайлович Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами г.
Витязь на распутье Богатыри. 1898
Алёнушка.1881 Иван –Царевич на Сером волке.1889
Три царевны подземного царства.1884 Снегурочка.1899
Василий Васильевич Верещагин( )
Двери хана Тамерлана Смертельно раненный.1873
Побежденные. Панихида по павшим воинам. 1878
Апофеоз войны « Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим.»
«Нет лучше страны, чем Россия !» И.И.Левитан «С природой одною он жизнью дышал.» Е.А.Баратынский
А.К.Саврасов Грачи прилетели. 1871
А.К.Саврасов Проселок. 1873
А.К.Саврасов. Рожь.1881
Ф.А.Васильев Оттепель.1871
Ф.А.Васильев. Мокрый луг.1872
Ф.А.Васильев. Заброшенная мельница.1873
Ф.А.Васильев. В Крымских горах. 1873
И.И.Шишкин.( ). Рожь. 1878
«Картина должна быть полной иллюзией, а это невозможно достигнуть без всестороннего изучения избранных сюжетов» Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии.1872
Лесные дали. 1884
Среди долины ровныя
На севере диком
«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий.1889
Дубовая роща. 1887
Корабельная роща. 1898
А.И.Куинджи. ( ) На острове Валааме. 1873
Украинская ночь. 1876
Вечер на Украине. 1878
Березовая роща. 1879
Лунная ночь на Днепре. 1880
В.Д.Поленов.( ) Заросший пруд. 1879
Бабушкин сад. 1878
Московский дворик.1878.
Исаак Ильич Левитан. ( ) «Осенний день. Сокольники». 1879
Березовая роща. 1885
После дождя. Плес. 1889
У омута. 1892
Тихая обитель. 1891
Вечерний звон. 1892
Март. 1895
Весна. Большая вода. 1897
Свежий ветер. Волга. 1895
Золотая осень. 1895
Владимирка. 1892
Над вечным покоем. 1897
Озеро. Русь. 1900
«Лицо, душа человека, драма жизни, впечатления природы, её жизнь и смысл, дух истории – вот наши темы». И.Е.Репин