по формированию грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Расулова Алла Александровна учитель-логопед МКДОУ 9
Усвоение детьми старшего дошкольного возраста несклоняемых существительных
1. Познакомить детей с несклоняемыми существительными. 2. Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных в различных падежных конструкциях, в согласовании с прилагательными, глаголами и числительными в роде и числе. 3. Повышать речевую компетентность воспитателей и родителей по данной теме. 4. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми по созданию иллюстративно- речевого материала через использование печатных изданий и Интернет- ресурсов
1. Усвоение детьми грамматической категории – несклоняемые существительные и правильное употребление их в речи 2. Повышение речевой компетентности педагогов и родителей.
по виду по виду деятельности по составу по составу участников участников по срокам по срокам реализации реализации Обучающий Обучающий Информационно-игровой Информационно-игровой Групповой Групповой Краткосрочный Краткосрочный по содержанию
1. Подготовительный 1. Подготовительный 2. Основной 2. Основной 3. Итоговый 3. Итоговый
Деятельность педагога 1. Постановка проблемы, определение целей проекта 1. Постановка проблемы, определение целей проекта 2. Диагностика детей по данной теме 2. Диагностика детей по данной теме 3. Разработка плана проекта 3. Разработка плана проекта 4. Сбор и накопление материала по проблеме 4. Сбор и накопление материала по проблеме 5. Информирование и ознакомление родителей с темой 5. Информирование и ознакомление родителей с темой проекта проекта 6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного 6. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД и игровой деятельности материала для НОД и игровой деятельности 7. Введение детей в игровую или сюжетную ситуацию. 7. Введение детей в игровую или сюжетную ситуацию. 8. Формулировка задач проекта. 8. Формулировка задач проекта. Деятельность детей 1. Вхождение в проблему. 1. Вхождение в проблему. 2. Принятие задачи. 2. Принятие задачи. 3. Дополнение задач проекта 3. Дополнение задач проекта Подготовительный этап Подготовительный этап
Деятельность педагога Деятельность педагога 1. Проведение непосредственно - образовательной 1. Проведение непосредственно - образовательной деятельности по данной теме. деятельности по данной теме. 2. Организация и проведение речевых и настольно- 2. Организация и проведение речевых и настольно- печатных игр. печатных игр. 3. Оформление наглядного материала к НОД и играм 3. Оформление наглядного материала к НОД и играм 4. Практическая помощь детям в решении задач проекта. 4. Практическая помощь детям в решении задач проекта. 5. Проведение динамических пауз и кинезиологических 5. Проведение динамических пауз и кинезиологических упражнений с использованием речевого материала упражнений с использованием речевого материала данной темы. данной темы. Деятельность детей Деятельность детей 1. Участие в непосредственно -образовательной деятельности 1. Участие в непосредственно -образовательной деятельности 2. Участие в играх 2. Участие в играх 3. Подбор картинок по теме 3. Подбор картинок по теме 4. Создание альбома, коллажей, 4. Создание альбома, коллажей, тематического словаря тематического словаря Основной этап
Деятельность педагога Деятельность педагога 1. Анализ результатов проектной деятельности 1. Анализ результатов проектной деятельности 2. Награждение участников 2. Награждение участников 3. Создание презентации 3. Создание презентации Деятельность детей Деятельность детей Усвоение детьми грамматической категории – несклоняемые существительные и правильное употребление их в речи Усвоение детьми грамматической категории – несклоняемые существительные и правильное употребление их в речи Представление продукта деятельности. Представление продукта деятельности. Итоговый
Содержание проекта реализуется через следующие виды детской деятельности Виды детской деятельности двигательная изобразительная восприятие х/л познавательно- исследовательская игровая коммуникативная
Взаимодействие участников проекта дети родители воспитатели учитель- логопед
Объяснение темы
«Буратино дразнится»
Игра «Письмо от Буратино»
Индивидуальная работа. Игра «Составь предложение»
Игра «Исправь стихотворение» Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуру. Вот сидим мы с ним в кине Без пульта и без кашне, А вернее, я и ты Без кашне и без пульты. Любит кина детвора, Если в кинах кенгуру! Ходит, бродит по шоссе, Носит в сумке шимпанзе. Кенгуру в кафу зашел, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и канадой.
Игра с мячом «Назови неизменяемое (замороженное )слово» Чай - молоко - какао. Трамвай - метро - поезд. Фламинго - попугай - страус. Плащ - пальто - платье. Рояль - пианино - скрипка. Эскимо - мармелад - печенье. Радио - телевизор - магнитофон. Улица - дорога - шоссе. Кенгуру - бегемот -лев. Макака - шимпанзе - обезьяна. Домино - шашки - шахматы. Кубики -лото - карты. Мальвина - Тартила - Буратино.
Составляем коллаж
Объявление по радио
В «Зоопарке»
Домой……
Слова ты эти твердо знай И в предложеньях не меняй! Кофе, радио, пальто, Пианино и кино, И какао, и метро И какао, и метро Как придумано хитро: Если нам встречаются, Вовсе не меняются!
Совместная работа родителей и детей
Создание игр и демонстрационного материала
изобразительная деятельность