Школьная служба здоровья в условиях внедрения новых образовательных стандартов Маргарита Георгиевна Колесникова, к.п.н., доцент доцент кафедры педагогики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Advertisements

Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Проект ФЗ «Об образовании» Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования; Федеральные требования к ОУ.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Реализация комплексно – целевой программы «Здоровье» Ирина Венедиктовна Исакова, заместитель директора по учебно – воспитательной работе МБОУ СОШ 32 города.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Целевая программа «Учусь быть здоровым» ГОУ Детский дом 19 - это комплексная программа, направленная на формирование здоровьесозидающей среды и здорового.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) О фициальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Программа развития школы на период 2008 – 2013 годы Цель создания программы: определить общую стратегию и создать условия для эффективного развития школы.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга Проект опытно-экспериментальной.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Транксрипт:

Школьная служба здоровья в условиях внедрения новых образовательных стандартов Маргарита Георгиевна Колесникова, к.п.н., доцент доцент кафедры педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека СПб АППО, член Координационного совета по охране жизни и здоровья детей в ОУ Санкт-Петербурга при Комитете по образованию СПб, эксперт Совета по образовательной политике Комитета по образованию СПб координатор УМО СПб АППО «Здоровье в школе»

Приоритетным направлением государственной политики в области детства является сбережение здоровья каждого ребенка «Мы с вами хорошо знаем, уважаемые коллеги, что именно в юности закладывается отношение к своему здоровью, закладывается гораздо более важная вещь – образ поведения, который, в конечном счёте, определяет качество жизни и жизненного успеха каждого человека» (Поручение Президента РФ от 4 апреля 2013 г. Пр -756, п.1 а ).

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Пояснительная записка к ФГОС общего образования. Министерство образования и науки РФ. Москва, 2011 Концептуальные идеи ФГОС Идея общественного договора между ОУ и запросами семьи, общества и государства; основная научная основа ФГОС, а именно фундаментальное ядро содержания общего образования и системно- деятельностный подход; основная идеологическая и методологическая основа ФГОС, а именно Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации.

Направления деятельности школы по созданию здоровье сберегающей среды и формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на разных ступенях обучения 1. Здоровье сберегающая инфраструктура ОУ 2. Рациональ- ная организация учеб- ной и вне- учебной деятельности обучаю Щихся 3. Эффектив ная организация физкультурно -оздоровительной работы 4. Реализация дополнительных образовательных программ по ЗОЖ. Гигиеническое обучение и воспитание (профилактика употребления ПАВ, социально значимых заболеваний, травматизма, не рац.поведения в ЧС и в обычной жизни) 5. Организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса 6. Мониторинг здоровье сберегающей деятельности и здоровья обучающихся

создать условия (здоровье сберегающую среду в классе, школе), обеспечить социальную (моральную и психологическую) поддержку здоровье сберегающего поведения детей, содействующего здоровью, подкрепляющую их мотивацию соблюдать правила здорового образа жизни; 4.1. сформировать правильные представления, знания о здоровье и путях его сохранения и укрепления (компетенции); 4.2. сформировать позитивное личностное отношение к соблюдению правил здорового образа жизни, убежденность в необходимости и желание заботиться о своем здоровье и здоровье близких и окружающих людей, а также - умения, навыки по соблюдению правил здорового образа жизни; 5.1. разработать планы проведения методических, родительских собраний по теме формирования здорового и безопасного образа жизни; 5.2. осуществить поиск новых направлений и форм взаимодействия с родителями; 6. анализировать эффективность здоровье сберегающей деятельности на основе ежегодного мониторинга состояния здоровье сб. среды и здоровья.

Личностное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Реализация ФГОС предполагает переход от школы информационно- трансляционной к школе деятельностной с учетом специфики разных ступеней обучения: начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний; основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач; старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на пред профессиональном уровне подготовки. ФГОС: деятельностная парадигма образования

комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся на ступенях общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (ФГОС НОО, раздел 3, п. 16). воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся. Организация здоровье сберегающей деятельности ОУ в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровье сберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно- оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (ФГОС ООО, п ) Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

Новые акценты в деятельности ОУ, инициируемые ФГОС, предполагают «выход» за рамки за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной деятельности учащихся (ВДУ), которая объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации: в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся; как вариативная составляющая базисного учебного плана; организационные формы ВДУ отличаются от урочной системы обучения; используются возможности учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта; направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных и метапредметных) Внеурочная деятельность

Результаты образования Личностные Предметные Мета- предметные Персонифицированные предметные результаты, представляющие итоговую оценку индивидуальных достижений выпускников в освоении системы знаний об основах ЗОЖ в рамках предметных областей Универсальные учебные действия, которые являются характеристиками ключевых задач развития учащихся : личностные регулятивные познавательные коммуникативные Сформированность установки на здоровый образ жизни и ее реализацию в поведении и поступках, не подлежащие итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников ФГОС: требования к результатам освоения основной образовательной программы

Ведущая кафедра СПб АППО по направлению «Здоровье в школе» : кафедра педагогики окружающей среды, безопасности и здоровья человека Интеграция как методология становления целостности (экологическая педагогика – педагогика безопасности – педагогика здоровья – физическая культура – педагогика устойчивого развития) Здоровая школа … Безопасная школа… Экологическая школа… Школа устойчивого развития…

на холистическом подходе к индивидуальному здоровью человека на культурологическом подходе к обеспечению здоровья человека на средовом подходе к развитию здоровья человека в системе образования Подход базируется: Здоровьесозидающий подход к образованию - подход, подчеркивающий развивающий и формирующий характер влияния образования на здоровье участников образовательного процесса

Культура здоровья педагогов, школьников и их родителей: -здоровье педагогов; -квалификация педагогов - содержание учебных предметов; - внеурочная деятельность; -информация, реклама; - просвещение родителей; -мероприятия вместе с родителями Здоровый и безопасный учебный процесс: - здоровье сберегающие технологии урока; - учебный режим; - физическая активность; - санитарно- гигиеническое обеспечение; - здоровое питание в школе Коррекция здоровья и оздоровление школьников : - выявление групп риска; - индивидуальные образовательные маршруты; - оздоровительные программы; - сопровождение психолога; -социальная поддержка ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ – основные направления деятельности ЗДОРОВЬЕ В ШКОЛЕ – организация деятельности служба здоровья мониторинг здоровья в ОУ школьная программа здоровья сетевое взаимодействие и социальное партнерство

Вариативность модели ЗОС в зависимости от особенностей образовательной деятельности школы

Законодательное собрание Санкт-Петербурга Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, Комитет по образованию и Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга Временный научно-исследовательский коллектив Образовательные учреждения – участники эксперимента От валеологической службы – к службе здоровья Рабочая группа привлеченных специалистов (СПб АППО, СПбГУ, РГПУ, ГУФК, НИИ им.В.М. Бехтерева и др.) Городской эксперимент «Апробация организационно-функциональной модели службы здоровья в ОУ Санкт- Петербурга» ( гг.) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от N 1734 "Об утверждении Плана мероприятий на 2006 год по реализации Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга "Петербургская школа гг.»

Предпосылки создания службы здоровья в системе образования Санкт-Петербурга Федеральная система образования: Центр содействия укреплению здоровью обучающихся, воспитанников ОУ (приказ МО РФ от ) Психологическая служба в системе образования Система образования Санкт-Петербурга: Валеологическая служба в системе образования Санкт- Петербурга (приказ Комитета по образованию мэрии СПб от ) Центры психолого-медико-социально-педагогического сопровождения

Документы, определяющие создание и деятельность служб здоровья в системе образования Санкт-Петербурга Распоряжение Комитета по образованию от р «Об утверждении Концепции создания службы здоровья в ОУ Санкт- Петербурга» Постановление Правительства Санкт-Петербурга от «Об утверждении плана мероприятий «Региональная целевая программа по формированию ЗОЖ у жителей СПб на гг.» 6.9. Создание в ГОУ службы здоровья (КО, АР) Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга гг. «Петербургская школа 2020» (направление «Здоровье в школе») Создание в ОУ служб здоровья с участием родительской общественности, частно-государственного партнерства. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от г. 431 «О плане мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на гг.» 1.2. Создание в ГОУ службы здоровья. Сроки исполнения гг. (КО, АР)

Служба здоровья образовательной организации - организационная форма взаимодействия разнопрофильных специалистов ОО по обеспечению условий для сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса, развития культуры здоровья и формирования и на ее основе здорового образа жизни. Принципы создания и деятельности службы здоровья: совместной профессиональной деятельности; командного взаимодействия (кооперации); паритета деятельности специалистов; вертикального управления; сетевого взаимодействия; социального партнерства. Руководитель учреждения физкультурно- оздоровитель- ное медицинское валеологичес- кое социальное психологическое информацион- ное Руководитель СЗ ОО Организационно- функциональная модель службы здоровья: миссия; цели, задачи, функции; организационные звенья; управление; алгоритм деятельности

комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья обучающихся на ступенях общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования (ФГОС НОО, раздел 3, п. 16). Организация здоровье сберегающей деятельности ОУ в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровье сберегающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно- оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (ФГОС ООО, п ) Программа формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Выявление результативности деятельности ОО по реализации школьной программы здоровья Подготовка администрации, специалистов, педагогов ОО Проведение констатирующего среза мониторинга здоровья, выявление проблем и ресурсов ОО Реализация школьной программы здоровья Построение школьной программы здоровья Алгоритм деятельности службы здоровья ОО:

Факторы внутренней среды ОУ: 1) инфраструктура 2) учебный процесс 3) кадровый потенциал 4) готовность педколлектива к здоровьесозидающей деятельности 5) здоровьесозидающие мероприятия Факторы внешней к ОУ среды: 1) характеристика семьи 2) условия жизни 3) питание 4) режим дня 5) физическая активность 6) наркогенное заражение окружения 7) готовность к здоровому образу жизни Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся: 1) группы здоровья 2) хронические болезни 3) острая заболеваемость 4) физическое развитие 5) физическая подготовленность 6) психоэмоциональное напряжение 7) школьная мотивация Мониторинг здоровья в школе – 147 ОО 1)инструмент оценки качества образования; 2)средство самоанализа, побуждающее заботиться о здоровье

Методическое обеспечение создания службы здоровья 53 публикации регионального и всероссийского уровня

Методическое обеспечение создания службы здоровья web-сайт «Служба здоровья в ОУ Санкт-Петербурга»

Основные направления деятельности 1. Мероприятия городского и районного уровня, проведенные районными системами образования в рамках общего плана ГМО: взаимообмен, обобщение и анализ опыта ООО 2. Мероприятия городского уровня и выше, проведенные СПб АППО : предъявление и обсуждение теоретических оснований и практического опыта ООО, взаимообмен опытом с другими регионами РФ, публикации 3. Городские конкурсы: выявление и трансляция инновационного опыта ООО 4. Сетевые исследовательские проекты: исследование результативности деятельности ООО 5. Инновационная деятельность ООО: экспериментальная апробация и методическое обеспечение инноваций 6. Курсы повышения квалификации СПб АППО: повышение готовности администрации и специалистов ООО Учебно-методическое объединение СПб АППО «Здоровье в школе» Цель: научно-методическое сопровождение и координация деятельности ООО Санкт- Петербурга, заинтересованных в решении проблемы здоровья участников образовательного процесс а

Городской конкурс «Школа здоровья Санкт-Петербурга» 2014 г. : участвовало 26 ОУ из 17 районов, в т.ч. номинация «Общеобразовательные учреждения» - 18 ОУ Победитель: ГБОУ лицей 554 Приморского района номинация «Специальные (коррекционные) ОУ» - 7 ОУ Победитель: ГБС(К)ОУ С(К)ОШ 13 Приморского района Проводит Комитет по образованию СПб и СПб АППО в соответствии с Постановлением Правительства СПб от г. 431 «О плане мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников в Санкт-Петербурге на гг.») Цель: выявление и диссеминация инновационного опыта образовательных организаций

Городское исследование СПб АППО 2014 г. по направлению «Здоровье в школе»: реализация организационных механизмов ЗОС (N=48 ОО) Участие ОО в совместных мероприятиях по направлению «Здоровье в школе» Вывод: организационные механизмы построения ЗОС в целом сформированы

Мероприятия 2009 года Городское исследование показало: решение проблемы здоровья учащихся стало неотъемлемым компонентом жизнедеятельности санкт- петербургской школы; здоровьесозидающая деятельность школ Санкт- Петербурга в целом организована и имеет высокую результативность Результаты и предложения Для дальнейшего развития здоровьесозидающей деятельности в системе образования Санкт- Петербурга необходимо: обобщить и диссеминировать как модельный опыт школ с наибольшей результативностью в данной области; усилить вовлечение школ в сетевое взаимодействие по направлению «Здоровье в школе» с учетом специфики их образовательной деятельности

к.п.н., доцент Маргарита Георгиевна Колесникова cайт: «Служба здоровья в ОУ» здоровья в ОУ» раб.тел.: 8(812) моб.тел.: