ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОВЕСТИ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»
АВТОР ПОВЕСТИ Николай Васильевич Гоголь. К работе над повестью Гоголь приступил в 1835 году. Интересный сюжет для повести ему подсказал Пушкин. Он рассказал Гоголю об одном ловком мошеннике, который попытался разбогатеть, закладывая в опекунский совет купленные им мертвые души как души живые.
В ПОВЕСТИ «МЕРТВЫЕ ДУШИ» ГОГОЛЬ СОЗДАЛ ШЕСТЬ ПОМЕЩИКОВ – Настасья Петровна Коробочка Чичиков Манилов Плюшкин Собакевич Ноздрёв
ОБРАЗ МАНИЛОВА Симпатичный блондин с голубыми глазами. По природе добрый, благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы. Он не испытывает никакого любопытства ни к своему хозяйству, ни к чему бы то ни было земному. «Приятная улыбка» заменяет Манилову настоящее чувство, глупые размышления занимают место мысли, вместо деятельности у него пустые мечты, которые никогда не осуществятся.
ОБРАЗ КОРОБОЧКИ Женщина пожилых лет. Бережливая излишне аккуратно и расчётливо ведущая относительно небольшое хозяйство (владеет 80 крепостными). Во дворе у нее множество домашних птиц, на огородах разнообразие овощей, в садах много фруктовых деревьев. Вся её жизнь сконцентрирована вокруг ведения хозяйства. Всё, что к этому не относится, её не волнует. Она глупа, ограничена, корыстна и суеверна. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.
ОБРАЗ НОЗДРЁВА Крепкий и исключительно здоровый мужчина среднего роста со сверкающими зубами и густыми бакенбардами. Ноздрёв не имеет ни малейшего понятия о благородстве и чести. Не пропускает ни одной возможности выпить, поиграть в карты или подраться. Хвастун и врун. Причём хвастается и обманывает не ради выгоды, а в силу буйного характера. Главное в жизни у него - тяга к приключениям и хвастовство. Большие, но почти пустые конюшни. В доме слуги продолжают красить стены даже при виде гостей. В кабинете никакого намёка на рабочую обстановку, зато есть два ружья и сабля.
ОБРАЗ СОБАКЕВИЧА Похож больше на медведя, чем на человека: крепкое тело, грубые черты лица. Ни взгляд, ни движения не выдают ни малейших эмоций. Похоже, что у него «совсем не было души». Жажда наживы заставляет его быть хитрым жуликом. Он отживающий тип помещиков, чья алчность в купе с ограниченностью, подобно силе в купе с неуклюжестью, мешают нормально жить не только и им, но и их крестьянам. В доме к него огромные, неуклюжие и очень тяжёлые предметы мебели.
ОБРАЗ ПЛЮШКИНА Существо, пол которого определить весьма сложно. Автор пишет что глаза у него запуганной мыши. В Плюшкине не осталось ничего человеческого. В людях он видит лишь разбойников да шарлатанов и относится к ним соответствующим образом. Материальные ценности для него гораздо важнее людей. Гоголь высказывает невероятное удивление и ужас перед тем, как может измениться человек за свою жизнь.
ОБРАЗ ЧИЧИКОВА «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем. Он одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком». Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает. Он может поддержать любой разговор.К каждому лицу, в котором он заинтересован, он умеет найти свой подход.Он заинтересован лишь в том, чтобы выгодно использовать их расположение.
ВЫВОД Все образы Н. В. Гоголя очень яркие и по-своему уникальные. Но есть одна главная мысль, которая их объединяет. Автор, показывая наглядные примеры деградации человечества, призывает читателям не становиться «мертвой душой», а всегда оставаться «живой».
Спасибо за внимание !!!
Подготовил ученик 9 «В» класса КГУ «СОШ 86» Полозуко Данил