САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ДОМ - ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ 1» КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ ПОДГОТОВИЛИ ПЕДАГОГИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ: ЧЕЧЕНКОВА Е.В. ДАВЫДОВА В.Н.
Одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности. Ян Амос Коменский в своей "Великой дидактике" сформулировал "золотое правило" наглядного обучения: «Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запах - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие- либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...».
Дальнейшая разработка теоретических положений принципа наглядности и их проверка в практике обучения тесно связаны с именами Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Ф.А. Дистервега, Р. Оуэна, М.В. Ломоносова, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л. С. Выготского, М. Монтессори, Ф. Фребеля, а в наше время Л.В. Занкова и других. По мнению Ж.-Ж. Руссо, наглядность – сама природа, сами жизненные факты. По мнению И.Г. Песталоцци наглядность – это путь, средство, ведущее к развитию мышления.
Основные принципы методики М. Монтессори – игровая форма обучения и самостоятельное выполнение упражнений в специально подготовленной с помощью дидактических материалов среде. Девизом школы Монтессори являются слова: "Помоги мне сделать это самому". Ф. Фребель присоединил к элементам созерцания еще элемент активности, расширив т. о. понятие, наглядности как упражнения органа зрения также мышечным чувством; всякое наглядное пособие должно быть сделано самим учащимся.
«Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день". "Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития". Л.С. Выготский
Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания. К.Д. Ушинский
Все 3 метода взаимосвязаны и работают в сочетании друг с другом (совокупности). Наглядный метод обучения накапливает у детей с ТМНР необходимый сенсомоторный опыт, закрепляет способы и приемы наблюдения и изучения объектов, закрепляет используемые при этом словесные средства. Наглядный метод является способом реализации учебной информации и построение системы обучения с использованием средств наглядности.
По характеру материала (словесный, предметный, изобразительный) По способам подачи материала (с помощью ТСО и без них, в статике или в динамике) По организационным формам работы с ними (фронтальная работа на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного материала) По видам восприятия (зрительному, слуховому, зрительно-слуховому) Средства обучения, реализующие принцип наглядности, различаются:
РИТУАЛ «ПРИВЕТСТВИЯ!» - Кто здесь? Кто пришёл? - Это (имя педагога)! - (имя педагога), говорит, вам - привет! - Кто здесь? Кто пришёл? - Это (имя ребёнка)! - (имя ребёнка), привет! УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА
«ВОЛШЕБНАЯ КОРОБКА» «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ
БАССЕЙНЫ С РАЗЛИЧНЫМИ НАПОЛНИТЕЛЯМИ КРУПА - РИС ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ - ЖЁЛУДИ ПУГОВИЦЫ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЗОНТ ТЕМАТИЧЕСКАЯ ДОСКА
УПР.«БУСЫ ДЛЯ ЗАЙЦА» УПР. «НАПОЛНИ СОСУД» УПР. «КОПИЛКА» УПР. «КРУЧУ, ВЕРЧУ!» КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПРЕДМЕТНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ Д/И «ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА» УПР. «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА
КОМПЛЕКС «РАЗМИНКА» Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю. Я круги мячом катаю Из - под рук не выпускаю. Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец КОМПЛЕКС «РАЗМИНКА» Мячик сильно посжимаю И ладошку поменяю. Я круги мячом катаю Из - под рук не выпускаю. Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец По дороге колесо качу, вперёд – назад, вперёд – назад В гору поднимаемся, а потом спускаемся, вверх – вниз, вверх – вниз А теперь, по ладошке прокачусь и остановлюсь По дороге колесо качу, вперёд – назад, вперёд – назад В гору поднимаемся, а потом спускаемся, вверх – вниз, вверх – вниз А теперь, по ладошке прокачусь и остановлюсь ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА УПРАЖНЕНИЯ С МАССАЖЁРАМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ
РАБОТА С МАГНИТАМИ КАРТИННАЯ НАГЛЯДНОСТЬ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - раз ладошка, - два ладошка - и похлопали немножко - Молодцы! - раз ладошка, - два ладошка - и похлопали немножко - Молодцы! РИТУАЛ «ПРОЩАНИЯ!» - До свиданье (имя ребёнка)! - Пока, пока, пока (жестовое обращение)!
Человек стремится всегда выбирать наименее сложный и наиболее эффективный путь. Наглядность позволяет быстрее передать больший объем данных и дает гарантию, что эти данные будут поняты, усвоены, запомнены.