XVI XVIII вв
Родиной эпохи Просвещения стала Англия, затем Франция, Германия и Россия. Философы Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Ф. Вольтер, Дж. Локк родоначальники просветительских идей. Исходные идеи эпохи Просвещения культ науки и прогресс человечества. Всё должно предстать перед судом разума !
Философия Просвещения охватывает период XVI XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. В центре внимания новой философии теория познания, отработка методов истинного знания для всех наук. Основой нового метода философы считают чувственный опыт, выдвигая идею сверх значимости эмпирического индуктивного знания, или интеллект, дающий логическое, дедуктивно - математическое знание, не сводящееся к человеческому опыту. « Всерасчленяющий » и « всеанатомирующий » анализ ( Ф. Энгельс ), давший большой эффект, провозглашается основой научного знания. Имей мужество мыслить самостоятельно !
Отрицание всякого божественного откровения, в особенности это коснулось христианства, которое считается первоисточником ошибок и суеверий. Вследствие чего выбор пал на деизм, как естественную религию отождествленную с моралью. « Бог есть, но он лишь сотворил Мир, а дальше ни во что не вмешивается ». Вселенная рассматривалась как поразительная машина, которая является действующей причиной, а не конечной. Бог же, после создания вселенной, не вмешивается в её дальнейшее развитие и всемирную историю, а человек в конце пути не будет ни осуждён, ни вознаграждён Им за свои деяния. Религия и мораль
Важнейшую роль в пропаганде просветительских идей сыграли « энциклопедисты ». Они представляли собой авторскую группу из ученых, мыслителей, писателей, которые поставили перед собой задачу издать многотомную « Энциклопедию », содержащую различные знания. Во главе этой группы стояли Дидро и Д Аламбер. « Энциклопедия » стала первым программным выражением нового, передового мировоззрения третьего сословия, идущего на смену изжившему себя феодально - абсолютистскому строю. Под напором « энциклопедистов » католическая церковь вынуждена была отказаться от тюрем и костров, и стала более лояльно относится к науке и другим вероисповеданиям и инакомыслию.
полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума ( Т. Гоббс ); выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс ( ф. Бэкон ); развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод « чистого » разума, способный действовать во всех науках. ( Р. Декарт ). Теория познания становится центром философии Просвещения. В философии Просвещения появляется ряд специфических проблем и установок :
Считали, что единственный источник знания это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. « Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях » таков девиз эмпириков - сенсуалистов (« сенс » чувство, ощущение ). Душа и ум человека первоначально чисты, как вощёная табличка (tabula rasa чистая доска ), а уже ощущения, восприятия « пишут » на этой табличке свои « письмена ». Знание должно идти от частного, опытного ( экспериментального ) к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он и есть истинный метод философии и всех наук. Эмпирики
В эпоху Просвещения вегетарианство начинает распространяться по Европе и становится популярным среди " просвещенной аристократии ", утверждавшей что животная пища огрубляет душу. Интересный факт :
Считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны. « Я мыслю, следовательно, существую » ( Р. Декарт ). Вывод рационалистов : в разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей ; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мире. Разумеется, сведения о мире мы черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме. Мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до ощущений, но приложимо к ощущениям. Истинный метод всех наук и философии похож на математические методы. Математика пользуется обычным методом, следуя от общих идей к частным выводам, в ней нет эксперимента. Рационалисты
Под влиянием идей просвещения были предприняты реформы, которые должны были перестроить всю общественную жизнь ( просвещённый абсолютизм ). Но наиболее значительным последствием идей Просвещения стали Американская революция и Великая французская революция. Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода Историческое значение
Где впервые возникла философия эпохи Прсвещения ? В какой период ? Какого принципа придерживались философы эпохи Просвещения, говоря о Боге ? Кто такие эмпирики ? Кто такие рационалисты ? Спасибо за внимание ! Вопросы по теме :