Родительское собрание: «Права ребенка – обязанности взрослых»
Периоды развития ребенка перинатальный до рождения новорождённый до 10 дней младенческий до года ранний детский возраст от года до 3 лет преддошкольный возраст от-3 до 5 лет дошкольный от 5 до 6-7 лет младший школьный возраст от 6-7 до 10 лет подростковый возраст от 10 до лет возраст ранней юности от до16-17 лет
Возрастной кризис – это переход от одной стадии развития ребенка к другой кризис новорождённого- 40 дней младенческий период кризис 1 года - до года ранний детский кризис трёх лет - от 1 до 3 лет преддошкольный возраст от 3 до 5 лет дошкольный кризис семи лет - от 5 до 6-7 лет младший школьный возраст от 6-7 до 10 лет подростковый возраст кризис тринадцати лет от 10 до лет возраст ранней юности кризис семнадцати лет- от до лет
Ведущий вид деятельности Возрастной период Вид деятельности Польза Младенец Эмоциональный контакт с родителями (или с теми, кто их заменяет); непосредственно эмоциональное общение. Благодаря этому образуется потребность общаться с другими людьми Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность; практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действием с ним; возникает потребность в речи (чтобы наладить контакт). Дошкольный возраст Общение (ролевая игра); игра (как универсальная форма развития); сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры- драматизации; потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых. Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями. Младший школьный возраст Учебная деятельность; игра исчерпала свои познавательные возможности; игровая мотивация сменяется на познавательную. Учится выполнять осмысленную работу, развиваются такие качества, как устойчивое внимание и прилежание; развивается словесно- логическое мышление; ребёнок учится управлять восприятием, вниманием, памятью; появляется способность к произвольной регуляции поведения. Подростковый возраст Общение интимно-личностное; общение со сверстниками (в общественно полезной деятельности). Постепенно осознаёт (узнаёт) себя и свой внутренний мир; учится строить отношения с другими людьми; умеет посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека и принимать решения в соответствии с этим. Юность Учебно-профессиональная деятельность Осознав свои потребности и интересы, отвечает на вопросы «кто я, каким и кем мне быть».
Период Чему надо научиться, что в себе выработать Если задача решена Если задача не решена Дошкольны й возраст Решить проблему доверия, а затем - независимости (автономии). Формируется чувство базисного доверия (1-й год); умение проявлять свою волю и самому что- то делать (2-й год); инициатива (3-5 лет). Не формируется; сомневаются в своих способностях; появляется чувство вины за усилие быть независимым Школьный возраст ( лет) Приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа (развитие компетенции). Ведут себя уверенно; проявляют трудолюбие; Живут в равновесии (в гармонии) с миром. Ведут себя приниженно; появляется чувство неполноценности Тинейджер ы 14-20лет (12-18 лет) Проигрывают разные роли, чтобы самоутвердиться. Необходимость постичь своё собственное «я» (синтез прошлых, настоящих и будущих возможностей Идентичность (знать и любить себя, принимать таким, как есть); уверенность в своём будущем; положительный образ своего «я»; интимность; способность любить. Ролевое смещение; не решается вопрос «кто я такой?»; изоляция; чувство социальной изолированности.
Когда? Особенности Зачем? Что ребенку надо? Как? Формы протеста Кто? Главный авторитет Кризис дошкольного возраста (5-7 лет) Рождение социального «Я». Лейтмотив: «Хочу, но не могу!» Ребёнок делает открытие: «А взрослым-то быть лучше, чем маленьким!» Стать равным взрослым, то есть всемогущим, всезнающим; переделать, усовершенствовать то, что имеет (но умения не хватает). Рождается социальное «Я» То же, но в более мягком варианте. Изменяется поведение: ребёнок ведёт себя демонстративно; перестаёт следовать привычным нормам поведения (особенно когда дело касается бытовых требований). Родители. Постепенно увеличивается авторитет тех, кто даёт знания Кризис подросткового возраста Лейтмотив: «Кто я такой?», «Зачем я здесь?» Становление нового самосознания. Понять себя и свои возможности.Форм ируется «Я- концепция». То же, только в более жёсткой форме. Авторитет родителей и взрослых постепенно сменяется (вытесняется) авторитетом ровесников.
Возраст Новые качества Младенчество Эмоционально окрашенное самоощущение (это - предтеча личности, самосознания). Раннее детство Зарождение самосознания; появляется «Я». Дошкольник Учится сочетать свои цели и желания с требованиями других людей (соподчинение мотивов); воображение становится основой творческого отношения к деятельности, жизни и самому себе Младший школьный возраст Психические процессы произвольные (способен управлять ими); учится вырабатывать внутренний план действий; рефлексия собственного поведения (способность оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности); контроль и самоконтроль; потребность в активной умственной деятельности. Подростковый возраст Умение сознательно регулировать свои поступки; умение понимать чувства и настроения других людей и строить своё поведение в соответствии с этим. Ранняя юность, Или старший школьный возраст Психологически готов к личностному и профессиональному самоопределению: самосознание сформировалось; развитые потребности; есть нравственные установки, ценностные ориентиры, временные перспективы; осознаёт свои интересы, потребности, способности.
Кризис подросткового возраста - не головоломная проблема, а очередной этап развития наших детей
Спасибо за внимание!