Формирование универсальных учебных действий в учебных сетевых проектах: результаты исследования Вострикова Елена Александровна, начальник отдела развития образования МАОУ ДПО ИПК, канд. пед. наук.
Экспертный подход к измерению УУД То что нельзя измерить, нельзя улучшить!
УУД 1: Ребенок умеет планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления Есть ли в методических рекомендациях, имеющихся в Вашем распоряжении, материалы, позволяющие организовать работу по формированию указанных УУД? Позволяют ли созданные авторами проекта учебные ситуации организовать работу по формированию указанных УУД?
УУД 9: Ребенок может записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ и обмениваться ею в образовательном процессе (через электронную почту, чат, видеоконференцию, форум, блог Есть ли в методических рекомендациях, имеющихся в Вашем распоряжении, материалы, позволяющие организовать работу по формированию указанных УУД? Позволяют ли созданные авторами проекта учебные ситуации организовать работу по формированию указанных УУД?
УУД 10: Ребенок умеет осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет Есть ли в методических рекомендациях, имеющихся в Вашем распоряжении, материалы, позволяющие организовать работу по формированию указанных УУД? Позволяют ли созданные авторами проекта учебные ситуации организовать работу по формированию указанных УУД?
УУД 11: Ребенок может представлять информацию средствами ИКТ в графическом виде: как таблицы, графики и прочее Есть ли в методических рекомендациях, имеющихся в Вашем распоряжении, материалы, позволяющие организовать работу по формированию указанных УУД? Позволяют ли созданные авторами проекта учебные ситуации организовать работу по формированию указанных УУД?
Какие задания развивают УУД?
Учебные исследования Проблемный вопрос: Зачем сейчас художники используют символы в орнаментах? Собрана информация: В современных орнаментах используются различные древние символы. Вода - изображается волнистыми линиями или ломаными. Если "волны" в верхней части рисунка, то это облака, тучи, "вода в небе". Если волны в нижней части рисунка, то это река, озеро, "вода на земле". Если волны вертикальны, то это дождь, вода льющаяся с небес. Древний орнамент - это как слова обращения в богам. В современных рисунках орнамент - это просто красивые завиточки, линии, формы. Хотя современных орнаментах можно встретить древние изображения. Вывод: Современные художники не просят у богов хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов. Символы в росписях носят декоративный характер.
Учебные ситуации Проблемный вопрос: В чем роль русского царя при управлении государством? Задание: Составьте схему, в которой отражена политическая система Московского государства, оформившуюся при Иване III? Собрана информация: Учебник, ЭОРы, ментальная карта, лента времени Вывод: Иван III завершал длительный процесс собирания раздробленных русских земель в единое государство.
Что делает проект сетевым?
Коллективный продукт, имеющий практическую ценность (забота автора) Сборник задач (фотографий, рисунков, сказок и т.д.) Геоинформационная карта (маршрута, мест, объектов и т.д) База данных (таблица) для общего анализа и выводов
Структура сетевого проекта 1. Мотивация 2. Учебная ситуация (одна или несколько) с выводами 3. Учебное исследование (по группам) с выводами и/или созданием коллективного продукта. 4. Выводы по итогам всех этапов 5. Рефлексия
Кто обеспечивает формирование УУД? Автор проекта или учитель?
Результаты анкетирования Укажите вклад в организацию работы по формированию указанных универсальных учебных действий, в ходе выполнения заданий в сетевом проекте
Как автору передать учителю свой замысел? Портфолио проекта (сайт, блог, видеообращение) Методические рекомендации по организации учебных ситуаций и учебных исследований Общение учителей и автора во время проекта
Выводы исследования 1. ДО разработки большого сетевого проекта, следует научиться разработке УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ 2. УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ должна быть направлена на формирование УУД
Выводы исследования 3. УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ включают в себя проблемный вопрос, задание, сбор данных или проведение эксперимента и обязательно ВЫВОДЫ 4. УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ в сетевых проектах выполняются в группе или индивидуально
Выводы исследования 5. УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ могут быть творчески изменены УЧИТЕЛЕМ или УЧЕНИКАМИ по согласованию с автором 6. УЧЕБНЫЕ СИТУАЦИИ в сетевых проектах выполняются в интернете и должна быть среда общения учеников (чат, скайп, блог, вики)
Направления дальнейших исследований сетевых проектов 1. Возможность участия ребенка в проекте без учителя. Индивидуальное участие 2. Возможность изменять задания проекта по ходу. Открытость процесса проектирования. 3. Создание базы знаний в сетевых проектах. Веб 3.0. Сериальные проекты. 4. Фандрайзинг сетевых проектов