Пьеса « На дне » Максим Горький
Московский Художественный театр
Станиславский стремился в своей интерпретации пьесы показать не экзотику "дна", а его обыденность, не отделенность его от других слоев общества, а связность, общность с ними.
Немирович - Данченко Василий Иванович Искал на сцене " бодрую легкость " как ключ пьесы.
Книппер - Чехова Ольга Леонардовна " Стон стоял. Было почти то же, что на первом представлении " Чайки ". Такая же победа..»
Сатин К. С. Станиславский, Барон В. И. Качалов, Лука И. М. Москвин, Настя О. Л. Книппер, Бубнов В. В. Лужский, Васька Пепел Л.М.Леонидов, Василиса Е. П. Муратова, Квашня М. А. Самарова, Медведев В. Ф. Грибунин, Татарин А. Л. Вишневский.
В 1932 году Горький опубликовал свою статью "О пьесах", в которой назвал Луку защитником философии "утешительной лжи", а Сатина представил героем, разоблачающим лживую сущность Луки и его философии, представителем "воинствующего гуманизма".
Лука чаще всего трактовался плоско и однопланово : лжец - утешитель, жулик, хитрец и проныра.
Каверин Федр Николаевич
Леонид Сергеевич Вивьен Быт в спектакле Вивьена потерял ту значимость, которую он играл в предшествующих постановках.
Костылев одна из лучших актерских работ этого спектакля - предстал жалким, тщедушным старикашкой, смертельно боявшимся своих постояльцев.
Анатолий Эфрос "Заблудшие, - это когда люди теряют ориентиры, и тогда они становятся и страшными, и добрыми, и смешными»