Первоначально на пассажирских авиарейсах пассажирами занимался второй пилот, что было рискованно с точки зрения безопасности. В 1928 году в Германии в экипажи пассажирских самолетов стали включать третьего члена стюарда. В 1930 году в США возникла идея привлечь к работе стюардами молодых привлекательных девушек. Это должно было послужить рекламе пассажирских авиаперевозок, к тому же девушки меньше весили, а любой лишний килограмм имел значение.
Несмотря на то, что первыми бортпроводниками были мужчины и многие первые авиалинии запрещали нанимать женщин, эта работа скоро стала почти исключительно женской профессией. Маркетологи с удовольствием использовали присутствие женщин на борту для рекламы.
Элен Черч Элен Черч первая в мире стюардесса На вопрос, когда появилась новая женская профессия «стюардесса», у историков пассажирской авиации нет четкого ответа. Но во многих справочных изданиях первой в мире стюардессой называется американка Элен Черч (Ellen Church), дипломированная медсестра из штата Айова. Она сумела уговорить руководство Boeing Air Transport привлечь к работе женщин медиков. В 1930 году для полетов отобрали восемь медсестер. Элен Черч вышла в рейс Сан Франциско Чикаго первой из них 15 мая 1930 года (на самолете Boeing Model 80).
Со временем, когда авиапутешествия сделались более комфортными, авиалиниям потребовалось привлечь новых клиентов. Стюардессы в 1940-х и 1950-х позволяли авиалиниям показать, что самолет может быть таким же комфортным, как и гостиная. И таким же безопасным: и для женщин, и для детей, и для мужчин. В то время маркетологи пытались представить стюардессу в образе матери или жены.
В сентябре 1998 года на ассамблее Международной организации гражданской авиацииИКАО представители всех государств согласились считать, что существующее официальное название профессии стюардесс и стюардов Flight Attendant (букв. перевод «летный помощник») необходимо заменить на Cabin Crew (букв. перевод «экипаж салона лайнера» бортпроводник) для того, чтобы повысить роль и статус этих специалистов в обеспечении безопасности на борту воздушного судна.
Разъясняет правила поведения и безопасности. Ознакомляет пассажиров с элементами бортового распорядка. Разъясняет устройство воздушного судна что где находится. Сопровождает пассажиров своего сектора во время тревог, в случае пожара. Поддерживает чистоту на борту самолёта. Участвует в определенных организационных и развлекательных мероприятиях, проводимых на воздушном судне для развлечения пассажиров. Другую разноплановую технически несложную работу на воздушном судне в рабочее время стюарда.
Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам свои требования, однако существуют и общие правила. Потенциальная бортпроводница должна обладать приятной внешностью, плавной речью без дефектов и крепким здоровьем. Ее рост может находиться в пределах от 160 до 175 см, а вес должен соответствовать росту по медицинским нормам. Возраст принимаемых стажеров варьируется от 18 до 29 лет, вообще же работать стюардессой можно где-то до 45 (при сохранении всех вышеуказанных условий). Иметь диплом медсестры вовсе не обязательно: всему необходимому – от открывания двери самолета до принятия родов – учат на специальных курсах.
Несмотря на то что средний возраст выхода стюардессы «на пенсию» составляет 45 лет, Ирис Петерсон умудрилась прослужить в United Airlines до 85. Ее рабочий стаж составил ровно 60 лет. К тому же именно она и ее коллеги добились того, что в 1968 году стюардессы получили право быть замужними.
Хотя стюардессы вовсе и не обязаны уметь управлять самолетом, иногда этот навык оказывается крайне полезным. Так, например, в 2008 году одна из бортпроводниц, имеющая лицензию на управление коммерческим самолетом, помогла посадить лайнер компании Air Canada вместо второго пилота, у которого над Атлантикой случился нервный срыв.
Ну а самой неординарной стюардессой нашего времени стал миллиардер Ричард Брэнсон. Основателю корпорации Virgin после проигрыша пари Тони Фернандесу, владельцу AirAsia, пришлось отработать в качестве бортпроводника 13- часовой перелет из Лондона в Куала- Лумпур. Надо сказать, к перевоплощению он подошел со всей серьезностью.