Р.п. И.п. В.п. П.п. Д.п. Т.п.
Таблицападежипредлоги Слова-помощники вопросы Именительный-есть Кто? Что? Родительный от, до, из, без, у, для, около, с, вокруг, после, возле нет Кого? Чего? (Где? Откуда?) Дательный к, по дам Кому? Чему? (Где? Куда?) Винительный в, на, за, про, через вижу Кого? Что? (Где? Куда?) Творительный над,под, с,за, перед,между доволен Кем? Чем? (Где? Куда?) Предложный о, об, в, во, на, при думаю О ком? О чём? (Где?)
С помощью сигнальных карточек определите падеж существительных Помогал отцу,заводить машину, выпал из гнезда, скучал без мамы, подарил сестре, звонил по телефону. злая собака, залез под стол,читал книгу, Д.п.В.п. Р.п.Д.п. Р.п. В.п. Д.п. И.п.
Творительный падеж имён существительных
Творительный падеж Вопросы: Кем? Чем?Где?Куда? Вспомогательное слово: творю Окончания: -ой, -ей, -ом, -ем. Предлоги: с, за, между, под, над. Член предложения: второстепенный член предложения – дополнение.
Значение творительного падежа Указывает: на место, на лицо, с которым совершается или творится действие, на предмет, с которым совершается действие. Читаем правило на стр.119
Определить, на что указывают имена существительные в творительном падеже Разноцветная радуга повисла над рекой. Алия с братом ходят в бассейн. Дедушка острым ножом срезал ивовый прут.
Вставьте подходящие по смыслу имена существительные, выделите у них окончания Землю копали … Бревно распиливали … Суп ели … Макароны ели … лопатой. пилой. ложкой вилкой. (чем?)
Вставьте предлоги Летели … городом, потемнело … грозой, ж. л … елью, сидел … другом, погоня … лисицей. над перед под с за и
Запишите словосочетания с существительными в творительном падеже, выделите окончания. Пришла (с кем?) с (вьюга), занесло (чем?) (снег), украсила (чем?) (серебро). Укрыла (чем?) (ковер) Летел над (поле) любовались (чем?) (снежинка)
укрыла белым зима пушистым землю ковром
Зима укрыла землю белым пушистым ковром.
О Е под ударением без ударения О Е Под ударением Без ударения После шипящих После ЦПосле шипящих После ц ключомконцомпейзажемсолнцем Запомни правило !
Составьте словосочетания. Объясни написание букв О и Е в окончаниях существительных. 1 вариант Любоваться (столица), заросло (камыш), склониться (чертёж), задуматься (задача), 2 вариант Рисовать (карандаш), укрыться (плащ), жить (граница),затянуло (туча)
Заполни схему Творительный падеж Вопросы: Предлоги: Роль в предложении: кем? чем? над, перед, под, с, за, второстепенный член где? куда? между
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна.
«Зимняя сказка»
Выпишите из стихотворения существительные с предлогами в творительном падеже Перед замком куст цветет, Под корягой змей живет, Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржет. Я творю карандашом На листе своем большом. Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом. Ну-ка, лист переверну И опять творить начну
Словарная работа. Ржет- (о коне) кісінеу; оқырану Пруд- байрама; бөгет; тоған Реет сокол- сұңқар желбірейді Коряга - тырбиған ағаш (суға тырбиып өскен бұтақ ағаш)
Вставить окончания, определить падеж и род существительных В зимнюю дорог…, перед дальней дорог…. За высоким сугроб…, по дремучей тайг….
Проверь ! В зимнюю дорогу (В.п.,ж.р.), перед дальней дорогой (Т.п.,ж.р.) За высоким сугробом (Т.п.,м.р.), по дремучей тайге (Д.п.,ж.р.).
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж. Шелестит(______?) ветер (______?) листвой Идти (____?) по тропинке (____?) к лесу. Затянуло (_____?) небо (_____?)тучей Играть (_____?) с другом (_____?) во дворе. Съехать (_____?) на санках (______?) с горы. Поздравить (____?) друга (_____?) с праздником.
Игра «Где искать ?» – Под чем искать желуди? Под дубом (м.р.,Т.п.) – Под чем искать еловые шишки? Под елью. (ж.р.,Т.п.) – Под чем искать дом? Под крышей. (ж.р.,Т.п.)
Вывод : На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже? На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже? Кем? Чем? Какие окончания имеют ? -ом,-ем, –ой, -ей, -ом,-ем, –ой, -ей, С какими предлогами употребляются? С,за, над, под, перед, между Роль в предложении Второстепенный член предложения – дополнение, обстоятельство
Домашнее задание : Выучить правило на стр.119 Упражнение 276