Елецких Т. В.
Маркетинговый подход к развитию территории - современный инструмент повышения конкурентоспособности региона и мультипликатор развития отраслей
формирование и улучшение имиджа территории, рост ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности; привлечение на территорию общегосударственных и иных внешних по отношению к территории заказов; расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных и региональных программ; стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах; повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней, но нужных ей ресурсов
К ресурсам территории, привлекающим целевые рынки, относят : географическое положение, население и его квалификация, качество жизни и инфраструктура, уровень развития ИКТ, сырьевые ресурсы, местные товары, уровень деловой активности, уровень развития инфраструктуры поддержки бизнеса : консалтинговых и информационных услуг, финансово - кредитной поддержки, рекламного рынка, public relations и т. д.
1 ЭТАП : ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ Объективная оценка ресурсов и стратегических преимуществ территории и выбор соответствующей стратегии маркетинга 2 ЭТАП : ПРОДВИЖЕНИЕ Работа с конкретными целевыми группами
1. Стратегическое планирование SWOT-анализ, маркетинговые исследования Определение приоритетов Определение стратегических задач 2. Планирование маркетинговой стратегии Определение задач маркетинга в соответствии со стратегией города Определение целевой аудитории Выбор маркетинговой стратегии
Миссия организации : развитие и усиление существующего экономического потенциала и привлечение новых бизнесов через партнерство и региональное сотрудничество. Партнеры : Власти Бизнесы Банки Университет Колледж Коммунальные предприятия
1. Привлечение инвестиций в целевые кластеры региона : Увеличить общественные, академические и частные инвестиции в развитие бизнеса в кластерах, в которых регион имеет конкурентные преимущества. 2. Максимизация экономической ценности привлечения бизнеса Максимизировать экономическую ценность привлечения бизнеса через активное продвижение партнерских отношений местных и новых бизнесов
3. Содействовать трансферу высоких технологий и инноваций в производство и коммерциализации научных достижений Усиление сотрудничества с университетами, исследовательскими центрами, предприятиями и инвесторами по созданию новых, основанных на современных технологиях, бизнесов и занятости 4. Маркетинг конкурентных преимуществ Позиционирование территории как лучшего места для размещения бизнесов
Привлечь внимание ключевых отраслей к развитию региона Использовать партнерство для удержания и расширения местных бизнесов с высоким мультиплицирующим эффектом Усилить отношения и коммуникации со структурами, работающими в ключевых индустриях и имеющих вклад в регион Содействовать трансферу высоких технологий в производство, коммерциализация исследований Осуществлять поддержку созданию « силиконовой долины » Данные приоритеты будут обеспечены через : - предоставление высококачественных услуг, и - развития сотрудничества и коммуникаций инвесторов и местных партнеров
Функционирование инфраструктуры территории характеризуют такие составляющие как : обеспечение личной безопасности и охрана общественного порядка ; состояние и эксплуатация жилищного ( в том числе гостиничного ) фонда ; состояние дорог, транспортное обслуживание ; водо -, газо -, тепло -, электроснабжение ; уборка мусора ; наличие парков, благоустройство ; наличие и развитие школ, детских дошкольных учреждений ; Для бизнеса это - налоговые стимулы, возможности приобретения или аренды земли и компонентов инфраструктуры и т. п. Перспективность территории определяется созданием новых и развитием старых производств ; динамикой производственной и рыночной инфраструктуры, коммуникаций ; уровнем занятости и ее структурой ; уровнем благосостояния ; динамикой инвестиций ; развитием высшего и послевузовского образования.
Территории, характеризуемые разным состоянием дел, проблемами и потребностями в сфере занятости, выбирают разные стратегии в зависимости от того, в какой группе населения в большей степени заинтересован конкретный регион. Территории с высоким уровнем безработицы и дешевой рабочей силой могут выдвигать это как аргумент для привлечения инвесторов, предпринимателей. Если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то территории, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста, высокую заработную плату, возможность выбора профессии и т. п. Возможен и адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации.
В основе данной стратегии мероприятия, направленные на повышение притягательности данной территории как для проживания, так и посещения туристами. Территории развивают особые черты, гарантирующие конкурентные преимущества в соперничестве территорий. Для туристов это, чаще всего, - историко - архитектурные объекты. Для человека - благоустройство береговых линий, создание пешеходных, музейных, исторических или торговых зон, развития архитектуры, культуры, спорта
Canal boat Experience at Providence Metro Park in Grand Rapids
Стратегия работы с имиджем территории зависит от состоянии ее имиджа и целей его изменения. Состояние имиджа : Положительный имидж Слабо выраженный имидж Излишне традиционный имидж Противоречивый имидж Смешанный имидж Негативный образ Чрезмерно привлекательный имидж
архитектура ; история ; природа и климат ; географическое положение ; национальный колорит ; знаменитые горожане ; ремесленные традиции, предприятия, язык, кухня ; вымышленные знаменитости ; творческие коллективы ; менталитет, привычки, таланты ; местные традиции досуга, местные праздники ; новые идеи для развития. Ведущие инструменты маркетинга имиджа - коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности имеющихся у нее преимуществ.
Работа с целевыми группами: маркетинговая коммуникация Параметры информационного воздействия Выбор методов коммуникации Выбор информационных каналов Работа с горожанами Волонтерство НКО-ресурс Стимулирование лидерства Работа с бизнесом Фандрайзинг Механизмы государственно-частного партнерства Синдицированное продвижение Работа с администрацией Постановка задач подразделениям администрации Переход от отраслевого принципа к проектному Мониторинг и оценка реализации программы
маркетинговая служба как подразделение администрации главы территориального образования ; маркетинговая служба как структура, одним из учредителей которых является территориальная власть, с соответствующими отношениями патронажа ; независимая рыночная структура, выполняющая заказы органа территориального управления. Каналы продвижения : СМИ, интернет ресурс ; Горожане Местный бизнес
Город Мышкин. На 6-7 тысяч жителей в нем приходится уже порядка 85 тысяч, а планируется до сотни тысяч туристов в год - по 15 на каждого жителя. Если бы это был город с населением Парижа, можно было бы считать, что Мышкин догнал Париж по туристической привлекательности. Только вот габариты разные. И Париж складывался многими столетиями, а здесь целенаправленная работа началась только лет десять назад. И она уже дает такие результаты. Открыты музеи мыши, валенка, утюга … Теперь в городе хотят поставить памятник ни много ни мало герою романа « Идиот » князю Льву Мышкину. Представьте, учитывая мировой интерес к Достоевскому, какую аудиторию может получить город !!!