Управление Администрации Алтайского края по образованию и делам молодежи Краевое государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VI вида»
Психолого-медико-педагогический консилиум, мы понимаем не только как обсуждения специалистами особенностей развития того или иного ребенка или образовательной ситуации, в которой он находится, но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. М. М. Семаго, Н. Я. Семаго
Деятельность психолога, связанная с консилиумом проходит в двух режимах В рамках экспертной деятельности психолого- медико-педагогического консилиума образовательного учреждения; В рамках специального сопровождения тех детей (групп), которые выделены по каким-либо параметрам и нуждаются в специализированной помощи
Задачи медико-психолого- педагогического консилиума определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированностей или нарушений в когнитивной, моторной, соматической, эмоционально- личностной сфере поведения
Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом медицинская помощь; психологическая помощь; педагогическая помощь; социальная помощь, логопедическая помощь, обеспечение наиболее полной социальной интеграции и общего профессионального обучения.
Клиническое обследование и постановка диагноза принадлежит врачам Врач-ортопед Гассан Ю.П. Педиатр Плахова Е.И.
Медицинские назначения выполняют: массажисты, физиомедсестра, инструктор ЛФК, медсестры.
Характеристика развития речи возлагается на учителей-логопедов. Горлач Г.А. Манеева Л..
Установление уровня интеллектуального развития, выявление особенностей эмоционально-волевой сферы личности осуществляет педагог-психолог Галахова Л. П.
Учителя и воспитатели анализируют уровень знаний и умений, сформированность навыков самообслуживания
Структурная организация психолого- медико-педагогического сопровождения в школе-интернате.
Требования к режиму, нагрузкам. Необходимая степень индивидуализации программы. Форма и вид обучения ( воспитания). Рекомендации по организации учебного процесса с учетом темповых характеристик, особенностей работоспособности, развития мотивационно - волевой сферы при обучении. Основные направления развивающей и коррекционной работы с ребенком. Оптимальные пути воздействия выявленные нарушения. Планирование оздоровительных и лечебно- профилактических мероприятий.
содержание Клиническое обследование Выявление особенностей развития, отклонений в состоянии нервно-психического и соматического здоровья; Выявление наличия хронических очагов инфекции и заболеваний, пороков развития органов и систем, играющих существенную роль в снижении толерантности ребенка к учебным и физическим нагрузкам Логопедическое обследование Выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени Педагогическое обследование Выявление готовности ребенка к обучению в школе; Определение степени сформированности школьных навыков, Выявление трудностей в обучении. Психологическое обследование Выявление особенностей отклоняющегося развития; Определения соответствия уровня актуального развития возрастным и социально- психологическим нормам. Клинический диагноз Логопедическое заключение Заключение учителя и воспитателя Заключение психолога
Основные блоки программы сопровождения I.Анамнестические данные II.Диагностические данные III.Программа реабилитации
ЭТАПЫ психолого – медико – педагогического сопровождения с 5 по 8 класс с 9 по 12 класс с 1 по 4 класс Младший школьник Младший подросток Старший подросток
Психологическая модель помощи детям с отклонениями в развитии. Психологическая помощь детям с проблемами психокоррекция Психологическое консультирование психодиагностика Психологическое сопровождение Психопрогностика Психологическая поддержка
С 2003 года в школе работает сенсорная комната. Цель: оказание помощи людям с ограниченными возможностями в процессе обучения и развития. Включение в процесс обучения такого важного аспекта как сенсорная тематика с использованием света, звука, осязания и обоняния значительно продвигает развитие ребенка вперед. Окружающая обстановка может способствовать расслаблению или же наоборот активизировать деятельность.
Сенсорное окружение используется для релаксации. Сама обстановка с вибро оптическими эффектами и эффектами от проектора, музыкой, способствующей расслаблению и ароматерапией не может не успокоить и, хотя бы, на некоторое время заставить забыть все напряжение и давление окружающего мира. Все оборудование в комнате является безопасным. Более того, вы можете прикасаться к фиброоптическим лучам, и даже оборачивать их вокруг себя.
кресло- «груша» фонтан Сенсорное окружение используется для создания таких ощущений у детей, которые они никогда не испытывали. Например, создание атмосферы пребывания на берегу моря, водопада и т.д.
Пузырьковые трубки, наполненные водой, окраска которой меняется по мере восхождения пузырьков на поверхность. Вода в трубке освещается со дна и поднимающийся поток пузырьков создает вибрацию в ней. Пузырьковая трубка обеспечивает очень хорошим визуальным эффектом, так как поднимающиеся вверх пузырьки вместе с изменением окраски притягивают внимание ребенка.
Занятие в сенсорной комнате проводит педагог-психолог Галахова Л.П.
Сенсорная комната в сочетании с работой психолога дает возможность: снять тревожные невротические переживания; избавиться от страхов; создать эмоционально спокойное состояние; активизировать пациентов; вызвать приятные и эстетические значимые переживания. Сенсорная комната в сочетании с работой психолога дает возможность: снять тревожные невротические переживания; избавиться от страхов; создать эмоционально спокойное состояние; активизировать пациентов; вызвать приятные и эстетические значимые переживания.
В зависимости от психоневрологического диагноза и поставленных задач, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как: -самостоятельную реабилитационную процедуру; - способ подготовки ребенка к другим медико- психологическим мероприятиям (предварительная релаксация) ; - средство оптимизации, повышение мотивации комплексного реабилитационного процесса.
Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат для людей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации, с хроническими и посттравматическими болями, а также для всех людей нуждающихся в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.